От Геннадий Ответить на сообщение
К Гегемон Ответить по почте
Дата 28.07.2007 19:45:49 Найти в дереве
Рубрики Современность; Армия; Версия для печати

Re: Ну так...




>Я даже знаю, чем типичное и типическое отличаются от типового.
А я и забыл давно за ненадобностью. Я не старался вас язвить, а –направить мысли в нужном направлении. Дюма типизирует мушкетера, и материал – благородные фрагменты реальности, которые с мушкетером были или могли бы быть, или не могли быть, но правдоподобны. Автор типизирует дедовщину – материал другой, а принцип тот же. Нужные фрагменты реальности выбираются, нежелательные игнорируются.

В перестройку появилось несколько очень экспрессивных вещей – Шаламов, калединский Стройбат, Одлян. Они дали изобразительные средства, и в рамках этих средств стала возможна только чернуха. Как в анекдоте, конструкторы так и не сумели добиться от новой модели холодильника надлежащей скорострельности. Так и тут, дискурс рулез, говори о чем хочешь, получиться все равно одно. Матом в любви не изъяснишься, зато если громко крикнуть на улице- привлечешь внимание.

И как зацепило. Народился легион авторов лирической прозы «о пережитом».

Проза была – внимание к мелочам. Теперь – внимание к извращениям.

Вот смотрите:

«Он коротко, неловко поднял руку, и у стоявшего возле человека, как от ожидания удара, невольно вскинулась кверху голова, — и тогда полковник Гуляев увидел белое, дрожавшее дряблыми складками лицо пожилого майора, начальника тыла дивизии, его опухшие от бессонной ночи веки, седые взлохмаченные волосы. Бросились в глаза неопрятный, мешковатый китель, висевший на округлых плечах, нечистый подворотничок, грязь, прилипшая к помятому майорскому погону, запасник, по-видимому, работавший до войны хозяйственником, "папаша и дачник"... Втянув голову в плечи, начальник тыла дивизии виновато и молча смотрел Иверзеву в грудь».

Видны живые люди в существующей реальности. А читая текст, подобный выставленному вами, не видишь ничего, вернее, мелькание какой-то нарезки из перестроечной кино- теледокументалистики. И вопрос возникает (чаще у женщин): Неужели такое "и в жизни" бывает?

Зачем добиваться изобразительности, когда можно описать, как герой грызет мороженную свиную тушу, или отсасывает у негра, или у бродячего кобеля?
Публика будет вижжять и плакать!
Это – вообще, к вопросу о правде жизни и правде литературы.



>>Так и там в обсуждении есть афганцы. Одни соглашаются, другие нет, напр.
>Это я тоже заметил. А некоторые так вспоминают свое дедовство как обычное дело. Но тут есть особенность.

Дедовщина уже столько раз тут обсуждалась, что наверное многие уже «хоу.Я всё сказал!»

>+++++++++++
>>Но не было национальных крайностей. Дружбы тоже не возникало. Потому что нервы у всех были крайне взвинчены. Отсюда и срывы в виде мордобоя (ну, не только морды, конечно били). Нервы, а также психическая неустойчивость молодых и еще психически не закаленных людей.
>Это как раз понятно. Нравы советской казармы мне известны, а там еще и война.

Нравы Вашей казармы вамизвестны достоверно, а «вообще» – из книжак, подобных вышеописанным.

>>Для чайничков попробую пояснить, что за нервы. Попробуйте например в январе месяце весь месяц каждую ночь выходить к подъезду и топтаться там не сходя с места всю ночь. При этом ограничте свой суточный рацион одной банкой консервов, днем разгрузите машинку кирпичей (снаряды-то вряд ли вам подвезут). Да! и конечно от работы вас никто не освобождает, ходите каждый день. А выходных там не было. Сможете - тогда я не променяю вас на целый взвод небитых сынков.
>+++++++
>Механизм возникновения неуставных отношений тоже понятен. Молодых нужно втянуть в службу, а они непривычные и незакаленные, а армия (как справедливо заметили там же в обсуждении) - среда, равнодушная к человеку, ее причины невыполнения мало волнуют.
>Поэтому про национальные трения, тотальное воровство, изощренные издевательства над молодыми - это все понятно и хорошо знакомо.

А мне только из командировок. Впрочем, я служил в строевых частях, Моск.и БелВО. О механизме - см.выше или в архивах.

>Удивляет другое.

Меня это и кое-что другое тоже удивляет.

>Описана часть уровня полка - и в ней практически отсутствуют офицеры.

Ну а другой бывший в той же части товарищ пишет, что офицеров там было столько, что даже в патруль по три лейтенанта ходили.

>Во временных ротах заправляют сами себя назначившие лидеры, которые разгуливают во время построений. Ну, и расправы вполне зверские.
>Не то, чтобы это было что-то запредельное: у нас пряжками хлестали "духов", чтобы быстрее мыли полы. И избить могли до переломов - двоим селезенку оперировали. И наиболее жестокими были именно среднеазиаты, а не кавказцы.
>Разве что в порядке дедовского спектакля не заставляли молодого "отсосать у бродячего кобеля". Был случай принуждения к мужеложству (то есть случаев было больше, но тут офицер в умывальник зашел). И здоровенного азербайджанца, которого боялись все, отправили служить в часть, где рулили армяне.
По-моему, автор рассказа модернизирует в двух вещах: межнациональные отношения и отношения к гомосечеству. То есть эти отношения он описывает скорее -как есть сейчас и переносит «так было тогда». А тогда, сколько помню, отношение к мужеложству и в армии и в обществе было сильно более отрицательным, причем в обоих аспектах – и к пассивным, и к активным. Это нынче (криминализация общества+пропаганда свобод) активный пидор рисуется героем-удальцом. А такого как вы описываете, у нас если б был и если б про него узнали, зачморили бы без офицеров и несмотря на здоровизну.

>Был случай, когда солдат открыто перед строем доложил о дедовщине и потом прожил больше полугода в штабе, изредка из него выходя. В роту вообще не заглядывал.
Это вы Гоблину отошлите. Он пропагандирует спасение утопающих силами сами утопающих.

>Но наша ситуация - это стройбат, масса судимых или имеющих приводы, очень большой процент средеазиатов и азербайджанцев, очень плохой офицерский состав (относительный порядок навели только когда в роте остался единственный прапорщик, а офицеры делись кто в отпуск, кто в командировку). Мы и знали, что не служим с оружием в руках, а отбываем 2 года по половозрастному признаку, и порядки у нас - как на малолетке.

Когда я пришел бойцом, мне прямо сказали, что нашему призыву повезло. Ветераны и деды еще помнили и рассказывали о всех прелестях. А у нас уже очень многого не было, хотя дедовщина конечно была. Когда я уезжал, уже даже переводов не было. То же самое застал в части под Минском. Солдатские байки связывали с Андроповым- «начал наводить порядок». Не знаю, Андропов не Андропов, но по собственному опыту знаю, что дедовщину в частях можно укоротить в течение двух-трех призывов. Главное, действительно, офицеры. Когда их карьера, вплоть до главкомов, будет зависеть от наличия\отсутствия дедовщины, карьера асилит.

>Но вот почему подобный беспредел допустило командование воюющего округа? Судя по тексту, офицеров в части не было вообще.
Это вопрос к служившим не в Европейской части.

С уважением