Мировые тарифы железнодорожной доставки грузов выше морского фрахта на те же расстояния. В США на автодорожный транспорт приходится более 60% всех расходов на перевозки и 85% энергопотребления, а его доля в грузообороте составляла 26%. За третью четверть ХХ в. длина железных дорог там сократилась на 65 тыс. км, хотя железные дороги совершенствовались [14, с. 194]. В Великобритании за последнюю треть ХХ в. протяжённость железных дорог сократилась более чем на 1/3. В западных европейских странах 35% внутреннего грузооборота обеспечено внутренним водным, каботажным и трубопроводным транспортом, 40% — автомобильным, 25% — железнодорожным. В СНГ грузооборот на 60% обеспечивается по железным дорогам [16, с. 205, 155]..
Приоритет океанического и внутреннего водного транспорта перед сухопутным даёт выгоды на мировом рынке, увеличивает экономическое и военное могущество морских стран. Половина территории Западной Европы — это острова и полуострова. К западу от Пулковского меридиана нет мест, удалённых от моря больше 600 км. Населённые пункты в сердцевине Северной и Южной Америк, Африки отстоят от океанского побережья не более чем на 1600–1700 км. Важнейшие глубинные районы зарубежья соединены с незамерзающими портами путями для крупнотоннажных судов. Так, больше половины грузов порта Роттердам круглый год транспортируется по европейским внутренним водным путям. В Германии завершено начатое в 20–е гг. ХХ в. создание трансъевропейского водного пути от Северного моря до Чёрного.
Близость океана способствует развитию стран юго–восточной Азии. Выгодно положение южных провинций Китая, в которых живёт основная часть его населения. Близость незамерзающих морских рубежей (41% протяженности китайских границ — морские), соседство с трансокеанскими транспортными линями помогает Китаю выходить в ряд быстро развивающихся стран мира.
У Японии почти нет природных запасов сырья на суше, её важнейший ресурс — океанический статус. Треть количества 35 крупнейших мировых портов — японские. Города Японии отстоят от побережья не далее 150—170 км. Центры большинства префектур стоят у моря, лишь 1/10 их часть в 50 км от портов и дальше. Особенность внутренней транспортной системы Японии — высокая доля морского каботажа в грузовых перевозках, даже при развитой сети железных дорог, линий со скоростью перевозки пассажиров до 300 км/час, хотя японские расстояния невелики. Её автодороги великолепны, а по парку автомобилей страна делит с Германией 2–3 места в мире.