От Добрыня Ответить на сообщение
К Colder Ответить по почте
Дата 01.08.2007 12:03:23 Найти в дереве
Рубрики WWII; Спецслужбы; Версия для печати

Re: Хм

Приветствую!
>Потому что в людях накрепко вбивается мысль, что абсолютно никакое поведение не является гарантией от преследования государством. Т.е. людей прижимают к стенке и почему-то ждут, что они не взбесятся.

Вы несколько преувеличиваете осведомлённость тогдашних широких масс о репрессиях. Большинство людей и среди знакомых-то арестованных не имело. А если забирали кого-то, кто на виду, скажем, начальника - то реакция была "у нас зря не сажают".

Страх начался уже после хрущевских разоблачений. Скажем, очень показательный пример из жизни братьев Стругацких. Вспоминаем их автобиографического персонажа Воронина - юный, девственно чистый душой сталинист. И сравниваем вот с этим:


Вся эта переписка шла на весьма интересном внутриполитическом фоне. В
середине декабря 1962 года (точной даты не помню) Хрущев посетил выставку
современного искусства в Московском Манеже. Науськанный (по слухам)
тогдашним главою идеологической комиссии ЦК Ильичевым разъяренный вождь,
великий специалист, сами понимаете, в области живописи и изящных искусств
вообще, топал ногами, наливался черной кровью и брызгал слюной на два метра.
Все без исключения средства массовой информации немедленно обрушились
на абстракционизм и формализм в искусстве, словно последние десять лет
специально готовились, копили материал, того только и ждали, когда же им
наконец разрешат высказаться на эту животрепещущую тему.
Словно застарелый нарыв лопнул. Гной и дурная кровь заливали газетные
страницы. Все те, кто последние "оттепельные" годы попритих (как нам
казалось), прижал уши и только озирался затравленно, как бы в ожидании
немыслимого, невозможного, невероятного возмездия за прошлое -- все эти
жуткие порождения сталинщины и бериевщины, все эти скрытые и открытые
доносчики, идеологические ловчилы и болваны-доброхоты, все они разом
взвились из своих укрытий, все оказались тут как тут, энергичные, ловкие,
умелые гиены пера, аллигаторы пишущей машинки.
Но и это было еще не все. 7 марта 1963 в Кремле "обмен мнениями по
вопросам литературы и искусства" был продолжен. К знатокам изящных искусств
добавились Подгорный, Гришин, Мазуров. Обмен мнениями длился два дня.
Газетные вопли еще усилились, хотя, казалось, усиливаться им было уже
некуда.
Во благовременье гнойная волна докатилась и до нашей околицы, до тихого
нашего цеха фантастов. 26 марта 1963 состоялось расширенное совещание секции
научно-фантастической и приключенческой литературы Московской писательской
организации. Присутствовали:
Георгий Тушкан (председатель секции, автор ряда приключенческих
произведений и НФ-романа "Черный смерч"), А. П. Казанцев, Георгий Гуревич,
Анатолий Днепров, Роман Ким (автор повестей "Тетрадь, найденная в Сунчоне".
"Девушка из Хиросимы", "По прочтении сжечь"),
Сергей Жемайтис (заведующий НФ-редакцией в "Молодой гвардии"), Евгений
Павлович Брандис и многие другие. Вот характерный отрывок из подробного
отчета АН по этому поводу:
"...И вот тут началось самое страшное. Выступил Казанцев. Первая
половина его выступления была целиком посвящена Альтову и Журавлевой. Вторую
я уже не слушал, потому что мучился, не зная, как поступить. Вот тезисы
того, что он говорил. Альтовское направление в фантастике, слава богу, так и
не получило развития. И это не удивительно, потому что в массе советские
фантасты -- люди идейные. Альтов на совещании в 58 году обвинял "нас с
Днепровым" в том, что мы (Днепров и он, Казанцев) присосались к
единственной, всем надоевшей теме -- столкновению двух миров. Нет, товарищ
Альтов, эта тема нам не надоеда, а вы -- безыдейный человек (стенографистки
пишут наперебой. Вообще все стенографировалось). В "Полигоне "Звездная река"
Альтов выступает против постулата скорости света Эйнштейна. Но в тридцатых
годах фашисты мучали и преследовали Эйнштейна именно за этот постулат. Все
вещи Альтова так или иначе играют на руку фашизму... Дальше я не слушал. У
меня холодный пот выступил. Все сидели, как мертвые, уставясь в стол, никто
ни звука не проронил, и вот тогда я понял, что в первый раз в жизни
столкнулся с Его Величеством Мстящим Идиотом, с тем, что было в 3.7-м и
49-м. Выступить с протестом? А если не поддержат? Откуда мне знать, что у
них за пазухой? А если это уже утверждено и согласовано? Трусость мною
овладела страшная, да ведь и не даром, я же боялся и за тебя. А потом я так
рассвирепел, что трусость исчезла. И когда Казанцев кончил, я заорал:
"Разрешите мне!" Тушкан, недовольно на меня поглядев, сказал: "Ну что вам,
ну говорите". Стругацкий: "При всем моем уважении к Александру Петровичу я
решительно протестую. Алътова можно любить и не любить, я сам его не очень
люблю, но подумайте, что вы говорите. Альтов -- фашист! Это же ярлык, это же
стенографируется, мы не в пивной сидим, это черт знает что, это просто
непорядочно!" (Это я помню, но я еще что-то нес, минут на пять). Секунда
мертвой тишины. Затем железный голос Толи Днепрова: "Я со своей стороны
должен заявить, что не слыхал, чтобы Альтов обвинял меня в пристрастий к
теме борьбы двух миров. Он обвинял меня в том, что действующие лица у меня
не люди, а идеи и машины". Затем все зашумели, заговорили. Казанцев начал
объяснять, что он хотел сказать, а я трясся от злости и больше ничего не
слыхал. И когда все закончилось, я встал, выругался и сказал Голубеву:
пойдем отсюда, здесь ярлыки навешивают. Громко сказал. Мы пошли вниз, в
кабак, и там выдули "бутылку настойки какой-то".
Вот теперь уже, кажется, всем без исключения сестрам было наконец-то
выдано по серьгам.
Впрочем, никого не посадили. Никого даже не исключили из Союза
писателей. Более того, посреди гнойного потока разрешили даже построить две
или три статьи с осторожными возражениями и изложением своей (а не
партийной) точки зрения. Возражения эти тотчас же были затоплены и
затоптаны, но факт их появления уже означал, что намерения бить насмерть у
начальства нет.
Но нам было не столько страшно, сколько тошно. Нам было мерзко и гадко,
как от тухлятины. Никто не понимал толком, чем вызван был этот стремительный
возврат на гноище. То ли власть отыгрывалась на своих за болезненный щелчок
по носу, полученный совсем недавно во время Карибского кризиса. То ли
положение в сельском хозяйстве еще более ухудшилось, и уже предсказывались
на ближайшее будущее перебои с хлебом (каковые и произошли в 1963-м). То ли
просто пришло время показать возомнившей о себе "интеллигузии", кто в этом
доме хозяин и с кем он -- не с Эренбургами вашими, не с Эрнстами вашими
Неизвестными, не с подозрительными вашими Некрасовыми, а со старой доброй
гвардией, многажды проверенной, давным-давно купленной, запуганной и
надежной.
Можно было выбирать любую из этих версий или все вместе. Но одно стало
нам ясно, как говорится, до боли. Не надо иллюзий. Не надо надежд на светлое
будущее. Нами управляют жлобы и враги культуры. Они никогда не будут с нами.
Они всегда будут против нас. Они никогда не позволят нам говорить то, что мы
считаем правильным, потому что они считают правильным нечто совсем иное. И
если для нас коммунизм -- это мир свободы и творчества, то для них это
общество, где население немедленно и с наслаждением исполняет все
предписания партии и правительства.



Тут самое весёлое в том, что Братья Стругацкие не застали сталинских времён в литературе. Начинали они тогда как заядлые сталинисты, эдакие воронины - и просто физически не могли бы помнить времена когда "все боятся выступить и поддержать." Вывод - этот страх был привнесённым,а не личным опытом. Наслушались.



С уважением, Д..
Злоба и правда несовместимы.