Re: Спор схоластический
> 122 мм гаубичный артполк. Вообще то после войны гаубицы М-30 грузовики таскали (полноприводные правда). Так вот, для буксировки по дорогам М-30 было достаточно ЗИС-6... но в штат каждого дивизиона конечно же можно включить пару быстроходных гусеничных тягачей (скажем СТЗ-5) для стаскивания гаубиц с дороги в "грязи" на закрытую ОП.
> А сколько было? Хватало:
> http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/1193/1193940.htm
> http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/1198/1198530.htm
Ну вас тут уже покритиковали, в обеих ветках.
И получается, что полноценный тягач для М-30 - это "Коминтерн", которых всего выпустили меньше, чем штат танков одного МК. А "Комсомолец" полноценно разве что 45-мм пушку потянет.
Что касается использования грузовиков как орудийных тягачей - вот так и получалось, что при любом наступлении артиллерия отставала.
>>Без каковых тягачей вся эта структура - до первого действительно форсированного марша, в ходе которого менее подвижная артиллерия отстанет.
> Танковое/моторизованное соединение без дорог наступать не способно, потому что тысячи автомашин не способны двигаться без дорог.
Это верно. Но воевать приходится и в некоторой полосе вдоль дороги, и тут невездеходность снабженческих машин некритична, а вот артиллерия должна (если по-хорошему) проходить всюду где танки.
>>Ну и частный вопрос - а зачем при действиях в характерных для европейского театра СССР местностях бронеавтомобили класса БА-10?
> Для того что бы автоколонну моторизованного батальона во время преследования противника не останавливал на дороге единственный пулемет. Для дозора, конвоя, патруля и огневой поддержки, в том числе в населенных пунктах.
Моторизованная пехота отличается невероятно высокой проходимостью. Перевозимые бойцы из лужи машину вытолкнут без проблем (ту, на которой едут, с тяжелым БА проблематичнее), а пешим порядком пройдут всюду где человек пройдет. Поэтому если что ей придавать - только танки. Можно что-нибудь класса Т-38, но лучше Т-26.