|
От
|
СОР
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
15.08.2000 13:05:04
|
|
Рубрики
|
Современность; Флот;
|
|
Всплытие аварийной подводной лодки с грунта с затопленным отсеком
Общие указания. При поступлении воды в отсек подводной лодки в подводном положении могут сложиться такие обстоятельства, когда подводная лодка ляжет на грунт, где личный состав будет продолжать борьбу за живучесть и принимать меры к самостоятельному всплытию с грунта.
Всплытие с грунта возможно только в том случае, если на подводной лодке будет затоплен только один отсек и количество воздуха высокого давления будет достаточным для компенсирования отрицательной остаточной плавучести, равной весу воды в затопленном отсеке, силы присоса к грунту и дифферентующего момента. Успех всплытия во многом будет зависеть от правильного подбора цистерн главного балласта, предназначенного для продувания и очередности их продувания. Этого можно достичь только путем соответствующих расчетов.
Цистерны главного балласта подбираются таким образом, чтобы всплытие аварийной подводной лодки происходило с минимально возможными дифферентами. В число выбранных цистерн не должны входить те цистерны, которые прилегают к аварийному отсеку. Эти цистерны могут быть выбраны для продувания только в том случае, если есть уверенность, что они не разрушены. Определив цистерны главного балласта, подлежащие продуванию, необходимо определить наивыгоднейший порядок их продувания, так как от очередности продувания цистерн будет зависеть угол дифферента подводной лодки при ее всплытии.
При определении очередности продувания выбранных цистерн надо стремиться к тому, чтобы аварийная подводная лодка до отрыва от грунта лежала на нем обеими оконечностями. Аварийная оконечность должна первой отрываться от грунта, что будет свидетельствовать о погашении дифферентующего момента. Дальнейшее всплытие должно происходить без дифферента или с дифферентом, не превышающим 10—12°, для исключения стравливания воздуха через шпигаты (кингстоны). Так, например, при дифференте 25° из цистерн главного балласта стравливают около 20—30% воздушной подушки.
Назначенные для продувания цистерны главного балласта должны продуваться не только в определенной расчетом очередности, но и полностью. При неполном продувании цистерн при всплытии могут образоваться большие дифференты. При всплытии воздушные подушки в этих цистернах начинают расширяться, что приводит к самопроизвольному продуванию не полностью продутых цистерн, причем продуваются в большей степени цистерны той оконечности подводной лодки, которая оторвется от грунта первой.
В первую очередь необходимо продувать ге цистерны, которые в максимальной степени могут скомпенсировать одновременно избыточный дифферентующии момент н отрицательную остаточную плавучесть. Во вторую очередь должны продуваться цистерны, компенси
рующие остаточную отрицательную плавучесть подводной лодки. Цистерна главного балласта, продуваемая последней, должна создавать положительную остаточную плавучесть подводной лодки, за счет продувания этой цистерны будет осуществляться всплытие подводной лодки. Желательно, чтобы эта цистерна располагалась в средней части подводной лодки на небольшом плече от миделя.
В целях экономии ВВД и уменьшения остаточной отрицательной плавучести перед всплытием целесообразно осушить трюмы подводной лодки и часть цистерн .вспо-могателыно.го балласта в соответствии с расчетами.
После всплытия на поверхность необходимо принять меры для обеспечения достаточной плавучести и остойчивости аварийной подводной лодки и восстановления ее боеспособности.
Расчет всплытия подводной лодки с грунта с затопленным отсеком. Всплытие аварийной подводной лодки с затопленным отсеком—процесс динамический; при этом на подводную лодку будут действовать силы и моменты, учесть которые при производстве расчета в сложной реальной обстановке практически невозможно. Поэтому в основу расчетов положен закон статического равновесия сил и моментов, действующих на подводную лодку. Методика расчета заключается в следующем.
1. Определяются объем затопленной части отсека и моменты по длине и высоте, созданные водой в затопленном отсеке по корабельной документации (Инструкция по непотопляемости и др.)
Если отсек затоплен частично и воздух высокого давления в отсек не стравливается, то объем воды в отсеке можно определять по табл. (по таблице на 100 м Объем воды в отсеке, 89%)
----------------------------