От А.Погорилый Ответить на сообщение
К AlbertY Ответить по почте
Дата 25.09.2007 20:23:20 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Версия для печати

Re: [ТВД Арктика]...

> http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/1996_02/15.htm
>эскадренный миноносец “Стремительный”
>20.07.1941г, налёт авиации корабль потоплен
>на якоре на рейде Полярного между мысами Сизый и Чижевский в боевой готовности № 2.

>Единственная потеря от авиации - как следствие несвоевременного обнаружения противника так что увелечение артиллерии ПВО без улучшения средств обнаружения не даёт значимого повышения боевой устойчивости. Это замечание к ветке
> http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/co/1511947.htm

Головко несколько другого мнения о контрмерах.
===
Мы получили горький урок. Противник перехитрил нас. Его самолеты, пользуясь данными разведки, подошли со стороны солнца и вошли в пике. Наши посты ВНОС обнаружили их поздно. Да и постов было мало. Береговые зенитчики и зенитчики корабля успели сделать лишь по несколько выстрелов. Конечно, противовоздушная оборона была слаба. Надо было добиваться материальной части, людей. Это было трудно. На основных направлениях фронта шли огромные по своему размаху операции. Наши войска отходили. Нужды флота на фоне этих событий были, видимо, мелкими. Но была и наша вина, в частности, главная моя. Немцы бомбили с больших высот и ни одного попадания в корабли не имели, это, очевидно, успокаивало всех, в том числе и меня, хотя я знал и видел, как вражеские самолеты в море бомбят с пикирования. Стоянку кораблей в Екатерининской гавани мы считали безопасной. Правда, перед этим был случай: авиабомбы легли неподалеку от эсминца «Куйбышев». Тогда эсминцу было приказано перейти в Тюву-губу, что напротив Полярного. Но и здесь «юнкерс» пытался его атаковать. Сброшенная одна-единственная бомба упала довольно далеко от корабля, однако командир запросил разрешения перевести корабль в Мурманск, под прикрытие более мощной противовоздушной обороны. Оперативный разрешил переход. В Мурманск «Куйбышев» пришел в момент воздушного налета, командир повернул назад, предпочитая держаться на ходу в заливе. Решение командира было правильным. Однако переходы эсминца послужили поводом для анекдотов, командир, мол, боится вражеских самолетов. Ну а кому хочется попадать под насмешки. В итоге к самолетам стали относиться с некоторым пренебрежением. Это пренебрежение и проявилось в тот злополучный день — 20 июля. «Стремительному», как только прошел вражеский самолет-разведчик, надо было переменить место стоянки. Я должен был понять это и дать командиру такое приказание, коль он сам не догадался это сделать.
===
Головко А. Г. Вместе с флотом. — М.: Финансы и статистика, 1984.
http://militera.lib.ru/memo/russian/golovko_ag/index.html

Главным он считает скорее меры по маскировке (перевод на другую стоянкупосле пролета разведчика - фактически разновидность маскировки).

Напомню, что в сходных обстоятельствах, неожиданным бомбовым ударом, на ЧФ был поврежден лидер "Ташкент".

> http://vmk.vif2.ru/battles/WWII/Shedrolosev/article3.html
>"эскадренный миноносец “Сокрушительный” от аварии во время шторма.
>22.11.1942"