|
От
|
PQ
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
22.10.2007 13:27:31
|
|
Рубрики
|
Современность;
|
|
Проблемы ВТС с КНР
у российских оружейников есть основания для недовольства китайскими партнерами?
-- На переговорах с Россией китайцы стараются получить как можно больше технических материалов и купить одну-две единицы техники, чтобы потом воспроизвести ее самостоятельно. По радарам для истребителей китайцы сотрудничали с российской корпорацией «Фазотрон-НИИР». Они покупали 1--2 радара, а через несколько лет появлялась копия.
Другой пример: в Шанхае строят новый ракетный фрегат проекта 054А, установленная на нем поисковая радиолокационная станция очень похожа на систему "Фрегат-М2ЕМ", которую Россия поставляла в Китай. Поначалу западные аналитики решили, что и эта система куплена в России. А на самом деле это копия. Я привозил ее фотографии российским разработчикам, они были потрясены сходством китайской РЛС с оригиналом.
Проблема копирования не нова -- в 1980-е годы она возникала при сотрудничестве Китая с Италией и Францией. Теперь российская сторона недовольна, что Китай в обход законных процедур, зачастую через Украину, получает проекты техники советской эпохи, закупает один-два образца и копирует их. А потом это скопированное оружие быстро попадает на международный рынок, где наносит удар по российской продукции.
Например, новая китайская 155-мм самоходная гаубица PLZ05 скопирована с российской 2С19М1. Я спросил об этом в российском КБ в Нижнем Тагиле. Они говорят: да, в середине 1990-х годов китайцы посылали много делегаций, просили всю возможную документацию, фотографировали технику, снимали на видео. Похожая история произошла с российской реактивной системой залпового огня «Смерч». Китайцы тоже говорили, что хотят ее покупать, получили максимум информации. Не прошло и трех лет, как появился китайский «Смерч» под названием А-100.
Еще:Китай утверждает, что из-за проблем с Ил-76 не заключает с Россией новые контракты. Может, китайским военным просто ничего больше не нужно?
-- Пик закупок Китаем российского оружия уже в прошлом. После покупки 78 многофункциональных истребителей Су-30МКК эти машины китайским ВВС больше не нужны. У них есть похожий собственный истребитель-бомбардировщик Цзяньхун-7А. Лицензионный истребитель Цзянь-11 (Су-27) в Китае самостоятельно усовершенствовали до модификации Цзянь-11Б. В Китае в большом количестве производят истребитель Цзянь-10. Так что покупки оружия этого поколения подходят к завершению. Но в августе на российском авиасалоне МАКС-2007 я заметил, что очень большая китайская делегация изучала истребитель Су-35. Они готовятся производить самолеты следующего поколения, ведут исследования и надеются заполучить российские технологии.
-- Есть ли перспектива сотрудничества России и Китая по истребителю пятого поколения?
-- На нынешнем этапе это невозможно, этому мешает недоверие. Какие могут быть разговоры об истребителе пятого поколения, когда китайская сторона выполнила соглашение по лицензионной сборке истребителей Цзянь-11/Су-27СК только наполовину и в одностороннем порядке объявила о его прекращении? По соглашению Россия должна была поставить комплекты для сборки 200 истребителей, но, судя по всему, оставшиеся 95 комплектов Китаю не нужны.
Сейчас Китай сам производит усовершенствованный истребитель Цзянь-11Б без соглашения с российской стороной. Российская фирма «Сухой» в недоумении: на официальном уровне Китай не сообщил ей ни о прекращении сборки Су-27СК, ни о своем желании усовершенствовать его до варианта Цзянь-11Б с комплектацией собственным радаром и другим оборудованием. Это совсем непохоже на ту партнерскую атмосферу, в которой осуществляется совместное производство Су-30МКИ в Индии.
Российские авиационные специалисты рассказали мне, что после завершения производства Су-27 на авиастроительном заводе в Шэньяне китайцы им запрещают приближаться к самолетам. Они спрашивают: в чем дело, у нас добрые намерения, мы только хотим посмотреть, как идут дела. А им отвечают -- нельзя. Речь идет о старых Цзянь-11А, слегка улучшенных с помощью китайских технологий. Впрочем, когда Китай купил в России первую и вторую партию истребителей Су-27, китайские ВВС организовали ознакомительные поездки для личного состава из других подразделений. Но при этом летчикам запретили подходить к новым самолетам, можно было только издалека на них посмотреть.
http://www.vremya.ru/2007/193/13/189674.html