|
От
|
Exeter
|
|
К
|
Dimka
|
|
Дата
|
23.12.2007 17:26:22
|
|
Рубрики
|
Флот;
|
|
Re: Наши корабли...
Здравствуйте, уважаемый Dimka!
Собственно, публикаций на тему "почему советские корабли красивше американских и более насыщены оружием" в 70-80-е гг в американской военно-морской прессе было достаточно много, но большинство из них никакой ценности не имеет. Западные авторы не имели никаких данных по советским кораблям с кораблестроительной точки зрения, а их представления о советских принципах проектирования, задачах, ставившихся перед проектировщиками, о противоречивости и сложности процесса проектирования, о реальных возможностях советских систем оружия, об эксплуатационных качествах советских кораблей - все эти представления были крайне туманными и представляли собой по большей части чисто эмирические сосания.
Все это хорошо видно и в публикациях того же Майера, одна из которых и послужила основой для обсуждаемой статьи.
Типичные примеры:
"советские корабли, будучи меньшими по водоизмещению и размерам, превосходили американские аналоги по вооруженности в два-три раза".
На самом деле, в большинстве случаев советские корабли с 60-х гг были не меньше американских аналогов.
Кnox имеет стандартное водоизмещение 3050 т, Perry имеет стандартное водоизмещение 2700 т, пр. 1135 - 2800 т, пр. 1135М - 2975 т, слабенький пр. 11351 - 3180 т, пр. 11540 - 3200 т.
Spruance имеет стандартное водоизмещение 6000 т, Kidd - 7300 т, Ticonderoga (корабли без УВПУ) - 6700 т, пр. 1134А - 5660 т, пр. 1134Б - 6590 т, пр. 1155 - 6930 т, пр. 11551 - где-то под 7700 т.
Говорить же о том, советские корабли "превосходили американские аналоги по вооруженности в два-три раза" - вообще полный бред.
Какой смысл есть в сравнении американских АТОМНЫХ крейсеров с БПК пр. 1134Б - я так и не понял. У американцев одно наличие ЯЭУ дает возгонку в водоизмещении на треть. И в СССР когда начали атомный "Анчар" рисовать, ничего меньше 12-14 тыс т. не выходило.
Ну и дальше полный набор американских глупых сосаний:
"Советские конструкторы уделяли гораздо меньше внимания проблеме пополнения припасов на ходу в море" - это глупость.
"Учитывая трудность перезарядки систем противокорабельного и противолодочного ракетного оружия и торпедных аппаратов, советские кораблестроители применяли установки с большим числом направляющих без возможности их перезарядки из магазинов, размещенных под верхней палубой корабля" - это глупость. Какие такие "противокорабельные и противолодочные ракетные системы" перезаряжают из магазинов американцы? ASROC только. Дык это же система малой дальности. Ну так и в СССР громоздили системы перезарядки РБУ. А что 324-мм ТА можно перезаряжать, а 533-м ТА - нельзя ну так это достаточно очевидно.
"«советская конструкторская философия была нацелена на создание кораблей для упреждающего удара в скоротечном и напряженном конфликте»." - отчасти верно, только "скоротечность конфликта" здесь не при чем. Ориентация на "первый удар" строилась исходя из господствующей формы применения ВМФ - несения боевой службы. То, что американский автор этого не понимает, свдительствует о том, что он вообще не понимает ОСНОВ советского военно-морского строительства и боевого применения ВМФ СССР. Так что уже из этого видна "ценность" всех его рассуждений.
"Советский подход» к вооружению имел и обратную сторону — корабли не могли вести длительный бой" - ну глупость же ведь полная.
По сути - никаких подтверждений о том, что в СССР при проектировании кораблей сознательно заботились о придании им "агрессивного вида" нет. Да, некоторые дизайнерские изыски насчет "стремительности" использовались, но это у нас ИМХО, наследие итальянских влияний 30-х гг.
Постоянно поминается, что советские корабли имели высокую скорость. Это весьма распространенное заблуждение было раньше на Западе (в частности, буржуи наивно полагали, что именно требованиями к скорости обуславливалось длительное применение на советских НК ПТУ), но фактическими данными особое преимущество крупных советских НК в скорости в большинстве случаев не подтверждается.
«Будучи компетентными дизайнерами и кораблестроителями, советские инженеры строили большое число относительно небольших, быстроходных кораблей, имеющих впечатляющее вооружение, чтобы обеспечить выполнение их главного предназначения — воспрепятствовать использованию моря противником…" - в общем, полное сосание, имеющее слабое отношение к ВМФ СССР. Какие такие "относительно небольшие" корабли строил СССР в "большом числе" в 70-80-е годы? МПК пр. 1124, что ли?
Ну и особенно убивает вот этот мыслительный перл
"Выбор данной модели позволил осуществить строительство большого числа относительно простых и недорогих кораблей, спроектированных с большим искусством, построенных на соответствующем уровне, удобных в эксплуатации. Американские проектировщики делали ставку на дорогостоящие качественные характеристики: экономию силы, сохранение жизни, высокую боевую эффективность, передовые технологии. В результате, при больших затратах в США было построено меньше кораблей, чем в СССР. При этом, американские корабли, хотя и превосходили советские аналоги по качественным характеристикам, но оставались дорогими, сложными в эксплуатации и техническом обслуживании".
«Вследствие трудностей в использовании и обслуживании новейших в техническом отношении корабельных систем флот США часто был не в состоянии реализовать весь потенциал, заложенный в проектах кораблей и систем их вооружения. Корабельные системы Советов, напротив, часто были не так совершенны, как американские, но гораздо проще в использовании и обслуживании, и гораздо полнее использовали заложенный потенциал".
Ага. Пр. 1134, 1155, 1164, 956 - это "относительно простые и недорогие". Гы-гы-гы. Про удобство в эксплуатации и несложность в техническом обслуживании - то же очень мило. Если вспомнить, что в реальности наш ВМФ всегда имел проблемы с техническим обслуживанием всех крупных НК, боеготовность наших НК всегда была заведомо ниже, чем кораблей западных флотов, а уж о судьбе фактически загубленных на флоте ЭМ пр. 956 и ТАКР нечего и вспоминать.
О проблемах с отечественными системами оружия, и о том, что ВМФ СССР вообщеиногда вводил в строй корабли без штатных систем вооружения - авторы тоже неосведомлены.
Кстати, замечу, что забавной деталью западных писаний о советском ВМФ традиционно являлась убежденность авторов в строгой планомерности и глубокой продуманности развития советского флота, и эти представления распространлись ими и на кораблестроение. Что развитие ВМФ СССР носило в значительной мере волюнтаристский характер, у нас ни один корабль не выходил таким, каким его задумывали изначально, что проектирование велось под воздействием множества факторов - все это пиндосам неведомо.
Вообще, надо понимать, что критика собственного флота с апелляциями на тему "у противника лучше" - достаточно обыденная вещь для Запада, это один из элементов демократической системы и наличия развитого "экспертного сообщества". И как во всякой оппозиционой критике не надо всю ее принимать за чистую монету, особенно если видно, что немалая ее "апелляционная" часть высосана из пальца.
Замечу, что у нас образец критики подобного рода со своей стороны представляет известная книга КиН. С той лишь разницей, что у нас аппеляции к опыту противника как правило глубже и вернее, поскольку противник имеет открытое общество и масса сведений о его ВМС и кораблях доступна. В то время как о ВМФ СССР Запад не имел практически никаких открытых сведений и западные авторы поэтому были вынуждены даже по элементарным вопросам сосать палец. Образчики этих сосаний - см. выше. Цена этим сосаниям чаще всего - грош.
В общем, достаточно очевидно (и я об этом тут говорил уже неоднократно), что представления большинства пишущих в западной открытой печати авторов о советском флоте туманные, а зачастую и фантастические, и для отечественного читателя основная часть этой литературы сейчас годится только на растопку.
Вообще тема сравнения принципов проектирования американских и советских НК весьма интересная, но никак реальных современных работ с привлечением приличной информации с обеих сторон на эту тему нет. И я вообще не встречал в западной печати путных публикаций о советском/российских кораблях с использованием хотя бы открытых русских публикаций об отечественном кораблестроении, появившихся после 1991 года. Мы сейчас Западу вообще не интересны.
С уважением, Exeter