|
От
|
Андрей Сергеев
|
|
К
|
Constantin
|
|
Дата
|
28.12.2007 17:04:29
|
|
Рубрики
|
ВВС; 1917-1939;
|
|
Re: Европейские палочки
Приветствую, уважаемый Constantin!
>>Гм... какая там была исходная мощность М-90? 1550/1750 л.с.? А 2080 л.с. сняли, как мы помним, с форсированного, но недоведенного варианта аж в 1942 г. Сравним с 1400/1700 л.с. исходного М-82 - "существенно" ли меньше?
>
>ну вообще-то 150-200 лс все-таки существенно. Вон разница с 81 тоже вроде не существенна (1300/1600) а не пошел с ним 185. Ну даже бог с ними с л.с. - самолеты-то где под него? Двигатель разработан, прошел госиспытания, а самолетов под него даже в проекте нет. Весьма странный момент. И почему-то начинаешь верить в историю об инициативной его разработке.
А диаметр М-81 Вы учитываете? Это был "лобастый" движок типа М-71, но при этом существенно меньшей мощности - истинно тупиковая ветвь, которую вывели из тупика переходом к размерностям М-82. С самолетами под него все понятно - те, которые проектировались под "звезды", ждали либо большой и мощный М-71, либо менее мощный, но маленький М-90, который "вот-вот, ну вот завтра" обещали довести. Зная отечественные проблемы с доводкой новых движков, конструкторы естественно делали ставку на тот малогабаритник, с коим уже дольше провозились, и не рассматривали (за исключением Поликарпова, который прикидывал М-82 на И-185 еще в начале 1941г) позже появившийся "дублер", как реальную альтернативу.
>>Преимущество у этих вариантов было одно - большая живучесть и меньший вес при сравнимом миделе. Так что по-любому какая-то из малогабаритных "звезд" (М-82 или М-90) пошла бы в серийное производство.
>
>очень возможно что пошла бы, но мелкой серией и все основные самолеты обошлись бы без него.
Это Ваше ИМХО против моего. Но за мое ИМХО есть и логика - малогабаритные "звезды" продвигались именно руководством ВВС как истребительные моторы взамен "жидкостников". Так что развитие этой линейки - отнюдь не случайность, а закономерность.
>если бы все так просто. А по факту получилось что опытных машин под М-90 уже и не было, тот же Поликарпов на М-71 уже сооринтировался, а большая часть остальных вообще на рядных разрабатывалась и 82 в общем-то был не удел.
Период засилья "рядников", о котором у нас говорили все, кому ни лень, на самом деле весьма невелик - конец 1939г - начало 1941г. При этом "звезды" отнюдь не исчезали из ТЗ и НИОКР - просто сфера их применения сместилась в область бомберов и штурмовиков. Даже половина проектов двухмоторных истребителей 1940-41г имела варианты со "звездами". А в 1939г под только начавший разрабатываться М-90 был просто бум проектов - И-185, яценковский И-28, СПБ... Просто нереальность его быстрой доводки через полгода стала очевидной, а М-82 только строился - потому основным кандидатом и стал М-71, и даже менее перспективные, но и менее проблемные М-81 и М-89.
>вот та и песня, что двигателей еще не было а разработок под них - куча, а здесь имеем разработанный и фактически запущенный в серию двигатель и полное отсутствие самолетов разработанных изначально под него. Лично я нахожу это довольно странным. Либо полная неразбериха с заданиями, либо авиаконструктора не хотели его применять по тем или иным причинам (часть просто делала ставку на рядные, часть на другие звезды). И похоже по факту разработчики проталкивали успешно выдержавший испытания двигатель, поскольку доводка куда более востребованного М-71 не получалась а наверху уже принимали решение о запуске на заводе совсем другого двигателя.
Не просто "выдержавший испытания", а соответствующий ТТТ ВВС, что крайне немаловажно. Ну и по ходу дела выяснилось, что с рядными движками у нас тоже все неблагополучно, и даже при запуске в серию М-107 в 1941-м большинство машин будет летать на М-105. Вот тут-то и вспомнили о "дублере", имевшем в полтора раза большую мощность.
С уважением, А.Сергеев