От Bevh Vladimir Ответить на сообщение
К Елисеенко Алексей Ответить по почте
Дата 21.01.2008 00:26:49 Найти в дереве
Рубрики WWII; Искусство и творчество; Версия для печати

Re: вот один вариант

Hello, Елисеенко!
You wrote on Sat, 19 Jan 2008 13:24:04 +0300:

ЕА> Смысл прост: если бы война продолжалась, неслись ли по полям боев Т-54
ЕА> навстречу Пантерам 2? Хоть и не сторонник альтернатив, такая вещь была
ЕА> бы интересной.


Опыты переходного периода

Направления развития германского танкового вооружения 1944-49гг.

(Main directions of German tank weapons development 1944-49.)



Смена правящей верхушки Германии в марте-апреле 1944г, привела
сначала к трехмесячному прекращению огня, а впоследствии - и к заключению
Амстердамского Договора о перемирии.

По Амстердамскому Договору германские войска были выведены с
территорий, захваченных после 28 сентября 1939г, а войска союзников - из
Италии, при условии, что никакие другие войска, кроме собственных
национальных формирований, не войдут на освобожденные территории. Обсуждение
судьбы Польши и прочих условий мирного договора были отложены на пять лет, в
течение которых постепенно производился размен пленных, интернированных и
принудительно мобилизованных на работы.

Воюющие стороны получили необходимую передышку, которую и
употребили по своему усмотрению. Высадка войск США на японские острова, ввод
советского контингента в Китай, восстановление контроля Британии, Франции и
Голландии над колониальными территориями Юго-Восточной Азии - все это было
бы невозможно без Амстердама.

Германия и ее союзники не были вовлечены в подобные действия по
территориальному урегулированию, и все время и потенциал, выделенный им
договором, затратили на завершение программ технической модернизации и
оптимизации распределения ресурсов. Единственным затруднением стало
расследование по делам партии, несколько влиявшее на свободу выбора кадров.

Хотя авиационная и ядерная программы Германии заслуживают
несомненного интереса, обсуждение их выходит за пределы данного
исследования. За исключением единственного аспекта сотрудничества с RLM и,
пожалуй, той части программы ядерных испытаний, в рамках которой проводились
исследования новейших образцов бронетехники.

Прежде всего, разумеется, все силы были брошены на осуществление
и внедрение в массовое производство серии <Е>, и унифицированных с ней по
ходовой части гусеничных и полугусеничных транспортеров и тягачей. Внимания
также заслуживает программа создания тяжелых артиллерийских бронеавтомобилей
по образцу английских, так как существующие шасси Sd.Kfz.234 и Sd.Kfz.222
при всей универсальности не позволяли устанавливать полную гамму возможного
для них вооружения во вращающейся башне.

Паллиативные Pz.Kpfw. VI ausf A, Pz.Kpfw. VI
ausf B и совсем уж никчемные Pz.Kpfw. V ausf A-G срочно выводились
из эксплуатации. Легкие Pz.Kpfw. II Ausf L-N производились
ограниченно, также, как и Pz.Kpfw II Ausf O - более раннее и
дешевое шасси ausf D с измененным бронированием, и тем же 5см орудием в
башне опытного VK1301, что и на Sd.Kfz.234/2.

Вся тяжесть переходного периода легла на остающийся в
производстве Pz.Kpfw. IV ausf K-N с башнями и установленными
в них 7,5см орудиями L/48 и L/70, а так же 10,5см танковой гаубицей, и
конечно же, дешевое и универсальное шасси 38d со всеми возможными
вариантами бронирования и вооружения.

Последнее заслуживает особого внимания в применении ко всем
линиям разработки германских танков второй половины сороковых годов. Широкое
поле поисков, доставшееся в наследство от предшествующего периода, несколько
сузилось за счет отказа от некоторых сугубо волюнтаристских направлений.

Так, неоправданно возросший спектр огнеметных машин был сокращен
до разумных пределов, устранив отток дорогих и нерационально используемых
шасси

средних и тяжелых танков. Достаточными для выполнения функций сильно
защищенного штурмового средства на близкой дистанции оказались
тяжелобронированные модификации и специально созданные образцы легких и
разведывательных танков - Pz.Kpfw. I ausf F, VK903, VK1301. Нередко
удлиненные на один-два катка, чтобы разместить бак с огнесмесью в заброневом
пространстве, и снабженные отработанной аппаратурой для огнеметания, они
оказались более выгодными, чем иные, чаще всего импровизированные типы
машин.

Зенитные танки выделились в совершенно самостоятельную
категорию, достойную отдельного рассмотрения. В данном контексте можно
упомянуть только универсальные башни , используемые на особо
тяжелых самоходных орудиях серии <Е> в качестве средства зенитной
самозащиты. Более легкие машины на базе Е-50, Е-75
и линейные танки E-100 в тех же целях получили снабженные
бронеколпаками дистанционные спаренные установки FDL B131Z, FDL B 151Z или
FDL B 103Z, заимствованные в авиации.

Те же крупнокалиберные пулеметы MG131 и малокалиберные пушки
MG151 или MK103, использовались в качестве спаренных с основным вооружением
танка или самоходного орудия. Пулеметы винтовочного калибра, чаще всего MG
42, снабженные механическим дистанционным управлением и перископическим
прицелом, сохранили свои позиции в качестве дополнительного вооружения, с
развитием средств установки и управления вытеснив разнообразную экзотику
вроде штурмовых винтовок StG 44 с изогнутым стволом.

Но основным вооружением как гусеничной, так и колесной
германской бронетехники оставались артиллерийские орудия, предназначенные
как для борьбы с танками противника, так и подавления его огневых точек, или
уничтожения живой силы при сопровождении пехоты. Разнообразие принципов и
теорий, лежащих в основе проектирования артсистем переходного периода, и
служит темой данного исследования.



Орудия снижаемого давления.

(German high-low pressure tank guns 1944-49.)



Как известно, в 1944г фирма Рейнметалл-Борзиг предложила
артиллерийскую систему так называемого <низко-высокого> давления. По
существу ее следовало бы называть системой снижаемого давления или, по
аналогии с двигателестроением, <двойного расширения> или
<компаунд-системой>. В настоящее время принято обозначение <двухкамерная>.

В данной системе сгорание метательного вещества происходило в камере,
занимающей меньший объем гильзы, откуда образовавшиеся газы поступали в
основной объем, где воздействовали на метаемый снаряд менее резко и
разрушительно. Это позволяло экономить на прочности и качестве изготовления
как снаряда, так и ствола орудий сравнительно крупных калибров, но приводило
к проигрышу в начальной скорости, и как следствие, в настильности
траектории. Полученная артсистема занимала по своим характеристикам
положение, промежуточное между собственно артиллерией и минометами, давая
возможность использовать боеприпасы последних, а также специально
облегченные боеприпасы крупных калибров.

Еще одним положительным фактором стал возможный для данной артсистемы полный
отказ от противооткатных устройств или значительное их уменьшение. В то же
время, в остальном это было классическое артиллерийское орудие, лишенное
всех недостатков безоткатных или ракетных систем - демаскирующего и опасного
потока газов из казенной части, делающего ведение огня из замкнутого объема
невозможным.

В таком качестве компаунд-система как нельзя лучше подходила для вооружения
танков, бронемашин, и создания штурмовых и противотанковых самоходных
орудий. Широкая гамма фугасно-осколочных боеприпасов обеспечивала функции
поддержки пехоты, а крупный калибр позволял использовать кумулятивные
заряды, не уступающие по мощности последним <Панцерфаустам>, но несравнимо
превосходящие их по дальности.

Продолжительные исследования зависимостей настильности
траектории и точности попаданий от типа нарезки привели к парадоксальному на
первый взгляд выбору гладкого ствола со стабилизацией снаряда постоянными
или раскрывающимися аэродинамическими поверхностями. Обеспечив приемлимую
точность, с малой настильностью смирились, не в последнюю очередь из-за
того, что она улучшала угол встречи с наклонным бронелистом. Проводились
также опыты с боеприпасом, управляемым по проводам. Тонкий хвостовик снаряда
позволял разместить на нем вместительную катушку, а складные стабилизаторы
легко делались управляемыми. Но затруднившееся перезаряжание и большой
процент отгораний провода в стволе привели к отказу от разработок в данной
области.

Первоначально были созданы орудия снижаемого давления (Kampwagen
Werfer) калибров 8см и 12см для минометного боеприпаса и специально
разработанных кумулятивных мин (последние несли дополнительные обозначения
). Позднее список вооружения был расширен за
счет 15см, 21см и даже 28см орудий, с адаптированными боевыми частями ракет
соответствующих калибров и специально созданными боеприпасами (см. рис.1).
Характеристики артсистем позволяли надеяться на завоевание огневого
превосходства на основной дистанции танкового боя до 2000м.

Установка новых орудий на танки и самоходные установки проходила
сравнительно гладко, учитывая опыт создания <безоткатного> <Хетцер-Старра>,
чье классическое нарезное орудие 7,5см PAK39 L/48 было жестко связано с
корпусом. Малый импульс отдачи орудий снижаемого давления позволил перенести
этот опыт на вращающиеся башни Pz.Kpfw. IV и 38d NA mit Schmallturm, а также
поступающих опытных образцов серии <Е> и бронемашин (см. рис.2). Основное
изменение касалось лобового листа башни, получившего больший наклон из-за
значительного угла возвышения новых орудий. После некоторого усиления погона
и основания башни выстрелы компаунд-систем среднего (до 15см включительно)
калибра воспринимались вполне устойчиво. Для более крупных калибров,
устанавливаемых в башню, минимальные противооткатные устройства приходилось
вводить.

Тем не менее, в основном отсутствие отката позволяло сэкономить заброневое
пространство для размещения боеприпасов, в чем новые орудия весьма
нуждались. Кормовые ниши башен росли в объеме, чтобы вместить больше
крупнокалиберных, длинных снарядов, пусть и с минимизированными, а на
последних образцах - интегрированными гильзами. Шасси самоходных установок
зачастую удлинялось на один каток, чтобы сделать возимый боезапас
приемлимым, масса росла, подвижность падала, и это один из недостатков,
ограничивший развитие танковых орудий снижаемого давления.

Следующим грехом компаунд-систем оказалась высокая уязвимость легких и
тонкостенных стволов от пуль и осколков, что привело к необходимости
создания бронекожухов в виде труб со сварным швом или трех-четырехгранных
призм (см. рис.3). Это несколько снизило экономический эффект нововведения,
хотя в целом совокупная стоимость и технологические затраты на производство
облегченного гладкого ствола и упрощенного бронекожуха оставались ниже, чем
у классического орудия того же калибра и мощности.

В попытках втиснуть орудия прежде немыслимых прежде калибров на адекватные
им по стоимости и технологичности шасси германские танкостроители доходили
временами до абсурда, порождая такие безумные гибриды, как Gerat 548 или 549
на основе 38d или Е-10 с орудием 21см KwW46 L/18, и Е-25 с орудием 28см
KwW47 L/12! В башне более крупного представителя серии - Е-50
крупнокалиберные орудия снижаемого давления соседствовало со спаренной
автоматической 3см MK103, как и на. Pz.Kpfw. IV ausf P. Во вращающуюся башню
шестиколесного Sd.Kfz.274/3 к счастью, ничего большего, чем 15см KwW44 L/20,
не уместили (см. рис.4).

Планировалась установка орудий снижаемого давления средних калибров на
самолеты, как существующих, так и проектируемых образцов. Так, 12см KwW44
L/36 ставились на <Юнкерс> Ju 388, He 343, а на BW215 удалось поместить даже
15см KwW44 L/24. Как и в предшествующих случаях, возможности систем сильно
ограничивал малый боезапас, а в случае с компактными самолетами, где нельзя
привлечь в качестве заряжающего одного из членов экипажа, еще и
несовершенство автоматики перезарядки. В конце концов, в своем оригинальном
виде, прижились компаунд-системы только на крупных самолетах морской авиации
в качестве противокорабельных.

Для тяжелых перехватчиков, которым предстояло в лоб атаковать соединения
B-35 и B-36, впоследствии сконструировали специальные орудия снижаемого
давления с револьверной системой питания под особый боеприпас (см. рис.4).
Пяти-двенадцати снарядов пушек MK512 или MK515, содержащих готовые
зажигательные элементы, в сочетании с традиционно дополняющей систему
вооружения германских реактивных самолетов парой высокотемпных MG151/20
вполне хватало для проведения двух-трех атак со сравнительно большой
дистанции.

Эффективность компаунд-систем с увеличением калибра относительно
уменьшалась, так как рост дальности значительно отставал от возрастания
поражающего действия снарядов, а точность неуклонно падала. Это положило
предел применению орудий снижаемого давления на тяжелой бронетехнике, и
открыло дорогу использованию артсистем, основанных на иных принципах.



Многокаморные орудия с газовым замедлением отката

(German multi-chambered gas-braked tank guns 1944-49.)



Проводившиеся работы по созданию многокаморных орудий большой
дальности зашли в тупик по причине невозможности своевременного
инициирования дополнительных зарядов. Механические устройства не могли
обеспечить заданную точность интервалов, а электроника не была еще развита
настолько, чтобы дать сколько-нибудь отличающийся результат.

В то же время, при небольшом количестве вспомогательных камор,
расположенных сравнительно близко к казенной части с небольшим разнесением,
достаточно успешно действовал принцип самовоспламенения дополнительных
зарядов при сгорании основного. Для ставившейся задачи получения средства
тактико-стратегического воздействия результат оказался недостаточным, но
возросшая мощность оказалась востребована в оперативной нише - артиллерии
поля боя.

Собственно полевые артсистемы оказалось невыгодно развивать подобным
образом, так как требования к их массе и подвижности наиболее жестки. Но для
зенитных и танковых систем предложенное решение оказалось поистине
бесценным. Рост калибра и размеров классических артиллерийских
орудий затрудняло размещение их во вращающихся башнях, и требовало создания
усиленных механизмов наведения и уравновешивания тела орудия. Повышение
отката при выстреле и удлинение ствола усугубляли эти проблемы.

Появивщийся в это же время принцип замедления отхода затвора при
отборе части газов из канала ствола стрелкового оружия, разработанный на
фирме <Густлоф> генеральным конструктором Барнитцке, как нельзя лучше
подходил для уменьшения отката тела орудия систем с заранее обеспеченным их
избытком. Отвод газов происходил из отверстия в стволе перед началом
нарезной его части. Поступая в цилиндр замедлителя отката, расширяющийся газ
противодействовал движению тела орудия под влиянием отдачи, давя на поршень,
шток которого был жестко связан с люлькой.

Снабженная <мутовкой> дополнительных камор и цилиндрами
замедлителя отката казенная часть орудий нового типа (Kampfwagen Vielkammer
Gasbremse Kanone) уравновешивала любой, сколь угодно длинный и тяжелый
ствол, а использующиеся в ней гильзы меньших калибров и размера намного
снижали ее длину. Значительно повысившаяся мощность орудия позволяла
применять конический ствол даже для крупных калибров, увеличивая
одновременно начальную скорость и массу снаряда. Реальная скорострельность
многокаморного орудия оказалась не намного ниже, чем у обычной системы с
раздельным заряжанием, при использовании в качестве заряжающих двух членов
экипажа.

Применять новый принцип увеличения мощности имело смысл, начиная
с калибров, превышающих 12,8см орудия, размещаемые в башне линейного танка
Е-75, и в рубке самоходной установки E-50.
Существующее оборудование для нарезки стволов диктовало диапазон калибров -
15см, 17см, и 21см, делая отчасти возможным использование фугасных
боеприпасов тяжелой артиллерии (см. рис.5).

Первыми многокаморными артсистемами стали 15см x2/8,8 KwVkGbK 44
L/55 с обычным стволом и двумя дополнительными каморами, предназначенная для
линейных танков E-100, и 15/12,8см x2/12,8 KwVkGbK 45 L/60 с
коническим стволом и четырьмя дополнительными каморами для самоходных
установок Е-75. Каморы располагались попарно под углом
снизу, или по сторонам оси ствола в зависимости от их количества. Накатники
орудий, как правило, находились сверху ствола, а цилиндры газового
замедлителя отката - снизу. Снаряды основного боеприпаса объединялись со
стандартными гильзами раздельного заряжания, заимствованными у гаубицы 15см
ZiG 33, чей заряд обеспечивал ввод их в нарезы и инициацию дополнительных
зарядов.

Дополнительные заряды размещались в стандартных гильзах
танковых орудий 8,8см KwK 43 и 12,8см KwK 80. Их основным отличием было
отсутствие снарядов, заменяемых на сгораемые пробки из прессованного на
нитролаке пороха, и капсюлей, отверстия для которых заделывались
металлическими заглушками, окрашенными в ярко-красный цвет. Такие гильзы
несли также обозначения: . При
хранении дульца гильз дополнительно защищались пластмассовыми крышками.

Дальнейшие разработки привели к созданию орудий, практически пригодных
только для размещения на самоходных установках. Хотя относительно успешная
попытка установить 17см x2/12,8 KwVkGbK 47 L/45 на линейный танк
E-100 имела место, в основном эта артсистема предназначалась для САУ
Е-75. На ней же стояло орудие 17/15см x4/8,8 KwVkGbK 49
L/45. Гильза унитарного боеприпаса для этих орудий была разработана
специально, так как ни по диаметру, ни по прочности ни одна из существующих
не подходила.

Но настоящим шедевром, непревзойденным ни по калибру и мощности, ни по
чрезмерности разрушительного воздействия - снаряд даже обычного 17см
многокаморного орудия уверенно прошивал от лобового листа до кормового
советские ИС-3 и даже ИС-7, не говоря уж о A39 , или T28
союзников, - оказалась артсистема 21см x4/12,8 KwVkGbK 50 L/40. Обгоняющим
свое время индексом отмечалась более всего фантастичность последнего из
танковых орудий Германии переходного периода. Удлиненное на два катка шасси
E-100 едва вмещало это чудовище при расположении боевого
отделения сзади! А ведь в эскизном проекте существовал и почти
двадцатиметровый вариант классической компоновки:

Даже стальные гильзы двух последних калибров с трудом
выдерживали суммарное давление выстрела, и основной жалобой экипажей были
нарекания на протечку газов в боевое отделение, а самой разрушительной
аварией - их масштабный прорыв. Как правило, при этом начиналось
продолжительное горение всех вспомогательных зарядов, завершающеяся
детонацией основных боеприпасов. Явная опасность и тяжелые условия работы не
способствовали популярности многокаморных орудий у танкистов.

Ни герметизация дополнительных зарядов, ни тщательное следование
технологии производства сгораемых заглушек не исключали основного порока
многокаморных орудий - некорректного воспламенения дополнительных зарядов и
затяжных выстрелов. Постоянные опыты по созданию профилированных заглушек с
заранее сформированными огнепроводами и поиск смесей для них не приводили к
безусловно приемлемым результатам, и влияние влажности и условий хранения
продолжали оказывать действие на дополнительные заряды.

Тем не менее, использованный путь оказался единственным,
обеспечивающим столь кардинальное увеличение мощности танковых орудий без
принципиального изменения их размеров и отдачи (см. рис.6). Другое дело, что
даже 12,8см орудия были избыточными для всех существующих на тот период
массовых танков, и дальнейшее увеличение калибра не давало заметного роста
возможностей - не было целей для столь мощных, но узкопрофильных артсистем.
Интереснее было создание по материалам разработки многокаморных орудий с
газовым замедлением отката сравнительно малокалиберных однокаморных образцов
для легких танков. Наиболее удачной оказалось 5/3,7см KwGbK 48 L/60 с
коническим каналом ствола, с боеприпасом, базировавшимся на гильзе
короткоствольного 7,5см орудия, предназначенная для установки на малых шасси
серии <Е> и сохраняемых в производстве модификациях Pz.Kpfw. II.



* * *

Этими направлениями развитие оригинальных и свойственных только
переходному периоду танковых орудий в основном исчерпывается. Стоит
упомянуть еще орудия-пусковые установки для реактивных снарядов,
стабилизируемых вращением (Raketen Werfer).

Впервые подобная система (38см RW61) была применена на самоходной установке
. Созданные в течение переходного периода самоходные
орудия-пусковые установки подразделялись на штурмовые и шасси - носители
(Waffentrager). Первые - 38см RW63 L/10 и 54см RW65 L/8
имели переднее расположение боевого отделения и лепестковую
бронедиафрагму-надульник, защищающий дульную часть орудия от осколков и пуль
при движении. Шасси-носители - 42см RW64 L/12 и 60см
RW66 L/8 имели заднее расположение рубки и защитный экран на
корпусе, прикрывающий ствол в опущенном состоянии. Принципиальных отличий от
предшественников эти артсистемы не имели.

Проводившиеся на полигонах Сицилии и Куммерсдорфа испытания немецких ядерных
устройств выявили низкую устойчивость к факторам взрыва систем снижаемого
давления, чей сравнительно непрочный ствол деформировался и температурой, и
ударной волной даже без опрокидывания шасси. Многокаморные орудия в этом
отношении не отличались от классических артсистем, а орудия-пусковые
установки оказались даже более устойчивы, благодаря средствам защиты от пуль
и осколков.

Сведения о новых артсистемах, поставляемые разведками СССР и
союзников, не могли не вызвать ответной реакции в виде совершенствования
средств защиты.

Появление высокопроизводительных средств доставки кумулятивного боеприпаса
на значительную дистанцию и бронебойных снарядов повышенной мощности вызвало
советском танкостроении возникновение литой разнесенной брони с песчаным
заполнителем, сделавшей новейшие ИС-9 и ИС-11 (см. рис.7) трудной задачей
даже для E-100, при том не повысив их массу до неприемлемых
пределов.

У союзников множились экраны и накладное бронирование совершенно
непредсказуемых материалов и конфигураций. Как оказалось, это решение
сводилось либо к неэффективности, либо к перетяжелению, и привело к
заимствованию разнесенной брони по материалам разведданных, скорректировав
принятие новых образцов техники (см. рис.8).

Во всех случаях, неудача мирного процесса, приведшая к срыву
переговоров после взаимных ядерных демонстраций, дала возможность каждой из
сторон доказать успешность или неуспешность технических решений, принятых на
протяжении переходного периода.


12.12.2001, Мартыненко В.Ю.




With best regards, Bevh Vladimir. E-mail: ad@voen.ssft.net