От Михаил Денисов Ответить на сообщение
К Паршев Ответить по почте
Дата 15.02.2008 12:31:56 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Re: Хм.

День добрый
>а годы жизни-то Карамзина какие?
>Вопрос риторический :)
>Думаю, и Пушкин воспринимал самоедов не как фаталистов-алкоголиков, а как что-то типа благородных индейцев.
---------
в 18-м веке проблема северо-сибирских народов была в общем решена (кроме чукчей), и отношение к ним было скорее равнодушно-жалостливое, т.е. государство полагало , что их лучше вообще не трогать (выделялось "божелесье" и велся натуральный обмен), местные заводчики и купечество относилось сугубо потребительски, но привечало рудознатцев и проводников, в т.ч. хорошей оплатой. Особенно Демидовы на этом поприще поднялись.
А простой народ относился настороженно, но в общем каких-то конфликтов на "нац. почве" (говоря современным языком)не было. Т.е. все восстания происходили либо из за чрезмерных поборов местной администрации (обычно правительство тут же жестко карало лихоимцев, отсюда в мансийском и хантейском фольклоре образ доброго царя очень популярен), либо из за вытеснения с земель заводчиками (в этом случае карали уже автохтонов).
Т.е. ни какого образа "блааародных" индейцев не было.

>Кстати, встречались не раз утверждения, что чукчи резко отличались от палеоазиатов, потому что пришли с американского континента. Есть тут рациональное зерно?
-------------
все проще, в момент столкновения с русскими, чукчи вошли в период "героического века", т.е. их социальное развитие проходило медленнее, чем у соседей. Я уже писал, что по общим схемам социума и поведенческим стереотипам, чукчи сильно напоминают югорские народы 13-15вв.
Денисов