От PQ Ответить на сообщение
К All
Дата 11.03.2008 15:20:23 Найти в дереве
Рубрики Современность; ВВС; Версия для печати

про сверхзвук, F-22 и пуски ракет из отсеков

Обычно считается, что F-22 по своей концепции - это F-15, но реализованный на новом техническом уровне, с потенциалом примерно вдовое большим. Этакий “Дредноут” нашего времени, делающий самолеты четвертого поколения бесполезными. Анализ аэродинамической схемы этого самолета, увязки его воздухозаборников, двигателей показывает, что это совсем не так. Концепция F-22 близка к концепции МиГ-31М. На это указывает множество факторов, близкое удлинение крыла, одинаковое количество ракет главного калибра - 6. Небольшое количество ракет ближнего боя - 2. Отличие в размерности объясняется не столько разным техническим уровнем, сколько разной крейсерской скоростью. У F-22 крейсерская скорость выхода на рубеж перехвата - М=1.6, у МиГ-31 - М=2.5. В результате разная концепция двигателей: у МиГ-31 двигатель приспособлен к длительной работе на форсаже, у F-22 - ТРДД с низкой степенью двухконтурности, практически ТРД, у которого форсажная камера включается, в основном, при маневрировании в ближнем бою. Крейсерский расход топлива у F-22 в два с лишним раза ниже, отсюда и меньшая размерность.

Максимальная скорость установившегося разворота достигается у F-22 на скорости M=1.18. Поэтому атака по замыслу создателей должна выглядеть примерно так. Звено F-22 сближается на скорости M=1.6 с целью. Наведение осуществляется на цель по закрытым каналам связи от внешнего источника. При выходе на рубеж атаки звено снижает скорость до около звуковой, включает РЛС и осуществляет пуск ракет, после чего выполняет установившейся разворот и отрывается от противника. Маневр может повторяться несколько раз. Следует отметить, что максимальная скорость неустановившегося разворота у F-22, как раз достигается на М=1.6, но при этом происходит энергичное торможение.
Самой значительной ошибкой в проекте Рэптора можно считать количество ракет (6). Размеры отсеков выбраны исходя из длины и поперечного сечения ракет AMRAAM. Можно с уверенностью сказать, что будь их 4, самолет получился бы намного лучше. А так, переразмеренное поперечное сечение и пропорции отсеков, исключающие применение ракет на большой сверхзвуковой скорости. Дело в том, что при этом внутри отсека возникают мощные низкочастотные колебания. Когда в нашей ГДЛ продували модель этого отсека в масштабе 1:10 при м=2 на втором этаже за кирпичной стенкой у меня подпрыгивала клавиатура компьютера. Чтобы избежать этих колебаний отсеки нужно или укоротить примерно на треть или сделать длиннее примерно на 40%. Подтверждением того, что самолет не предназначен для пусков ракет из отсека на больших скоростях служит конструкция выдвижных устройств. Они выдвигают ракету не за пределы пограничного слоя, как некоторые думают, а за пределы продольных вихрей, которые образуются на боковых кромках отсека при открытии створок.

Полностью здесь http://www.narod.ru/guestbook/?owner=20046877