От А.Погорилый Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 17.03.2008 20:26:11 Найти в дереве
Рубрики WWI; Армия; Версия для печати

О деблокаде Ленинграда

Недавно обсуждался вопрос о том, можно ли было деблокировать Ленинград раньше. И если да - то как.
Выскажу свои соображения.
Когда имело смысл деблокировать Ленинград?

Самый ранний срок - видимо, январь 1942 года. До того отражение наступления немцев под Москвой, а потом начало контрнаступления были куда актуальнее, не зря стороны к Москве отовсюду что могли перебрасывали (в том числе от Ленинграда).

А самый поздний когда это имело серьезный смысл - до начала весны 1942 года. Как из "гуманитарных" соображений (спасение ленинградцев от массовых голодных смертей), так и из интересов военных - использования промышленного потенциала. Почему?
К весне 1942 года терпимое снабжение Ленинграда было уже налажено (напомню - самая низкая норма по карточкам с 20 ноября по 25 декабря 1941 года), как за счет улучшения подвоза, так и за счет сокращения числа ртов (примерно в равных долях от голодной смерти и эвакуации через "дорогу жизни" за время ее работы зимой 1941-1942, а вот от чисто военных причин, обстрелов и бомбежек, число смертей невелико было, около 2% от суммы умерших от голода и эвакуированных). То есть голод к весне 1942 уже произошел, положение уже не исправить никаким снабжением. К этому же времени промышленный потенциал Ленинграда столь сильно деградировал, что его привлечение стало не слишком актуальным.
И Ленинград держался как база КБФ и средство отвлечения некоторого количества немецких войск. Роль "Искры" (деблокада в начале 1943) сводилась в основном к снижению затрат на снабжение Ленинграда (железнодорожный путь много экономичнее "проселочной дороги через Ладогу" и тем более снабжения авиацией). Ну и, конечно, жд дала возможность накопить войска для наступления 1944 г.

Ну а теперь вопрос - можно ли было что-то сделать за январь-февраль 1942 года? С учетом того, что от Калинина до Ладоги транспортная сеть была отвратительная, да и природа (заболоченные леса) весьма неблагоприятна для постройки автодорог, трудности у войск насчет дорог (как маршей, так и снабжения) в этом районе были весьма большими.
А войска нашии, как показали бои 1941-1942 годов южнее Ленинграда, еще не умели прорывать подготовленную оборону немцев. Федюнинский, кстати, в мемуарах о том периоде ссылается (без конкретизации, к сожалению) на ошибки советских войск, в том числе и свои лично.

И еще. Зная будущее, можно, конечно, сказать, что не надо было активничать под Харьковом и проводить Керченско-Феодосийскую операцию. А взамен усилить ленинградское направление. Сразу вопрос - а на ленинградском направлении снабжать как? См. выше об отвратительных дорожных условиях.
Да и Харьков - промышленный центр, по значению не сильно уступавший Ленинграду, освобождение его было весьма заманчиво. И перспектива деблокады Снвастополя с организацией обороны на севере Крыма, в узкости, и использования Севастопольской ВМБ (что сильно бы изменило черноморскую ситуацию в нашу пользу), совсем не выглядела нереальной.