|
От
|
А.Погорилый
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
20.03.2008 19:21:54
|
|
Рубрики
|
WWII; Флот; 1917-1939;
|
|
О развитии флота в гитлеровской Германии
Насколько знаю, Гитлер высказывался в том смысле, что его дело - установить гегемонию Германии в Европе, а мировое господство - дело следующих поколений. Тем самым превращение "британских морей" в "моря германские" - задача на долгую перспективу, а не планируемая.
Тем самым главной являлась сухопутная компонента вооруженных сил, а морская - вспомогательной.
Известно также, что готовность к большой войне немцы планировали на 1944-1945 год. А когда 3 сентября 1939 вступили в войну с Англией и Францией - слово "вступили" имеет примерно тот же смысл, что в фразе "вступил в коровью лепешку".
Как же развивалось кригсмарине?
Надводная компонента.
Еще в Веймарской Германии строили 3 "карманных линкора" - закладка 1928-1932, в строю 1933-1936. Т.е. это еще "догитлеровские" корабли.
В 1934 году (т.е. до заключения в 1935 году договора, разрешавшего такое строительство) заложили "Шарнхорст" и "Гнейзенау" (в строю 1938-1939), более мощные чем "карманные", но все же гораздо слабее современных линкоров.
В 1936 году заложены "Тирпиц" и "Бисмарк" (в строю с 1941), уже вполне современные.
В начале 1939 года был утвержден проект еще более мощных линкоров, плланировалось построить 6 единиц, 2 успели заложить. Но с началом ВМВ эту программу закрыли. Вообще прекратили программу строительства крупных кораблей, кроме достройки находящихся в высокой степени готовности.
Насколько эта программа была свернута - понятно хотя бы из того, что недостроенный крейсер продали СССР. Конечно, Германия, отстро нуждавшаяся в сырье, для получения средств на его закупку продавала СССР все что могла себе позволить. Но раз продала крейср - значит, сочла, что может себе это позволить.
Были и работы по части авианосцев, но от них остался лишь недостроенный "Граф Цепеллин".
Вывод - немцами строился полноценный линейный флот, хотя и ограниченных возможностей (не для полномасштабной борьбы с Англией, но если Англия вынуждена будет рассредоточить свой флот между окресностями метрополии, Средиземноморьем, где союзник Италия, и Тихим океаном, где союзник Япония - вполне способный спортить по вопросу "кто хозяин в водах омывающих Север Европы"). Общая характеристика реализации флотской программы - "планы, прерванные войной".
Подводный флот.
До начала ВМВ строительство пл было не особенно интенсивным. Постепенно реализовывались проекты малой серией, испытывались, вносились доработки.
Тем самым избежали ситуации, аналогичной той что у СССР с VI и VI-бис сериями, коглда построили 50 небоеспособных пл (а вот XII серия, результат "работы над ошибками" VI серии, была уже нормальная).
Ну и надо понимать, что флот, в котором основа пл - "оружие маргинала". Пл способны лишь мешать тому, кто сильнее, на контролируемой им акватории. А для контроля акватории нужны надводные корабли, вплоть до линейного флота включительно (к таковому относились эскадры линкоров, а в ВМВ эта роль переходила к авианосным эскадрам, но принцип этт переход не меняет).
Гитлер, я полагаю, в не хотел видеть Германию маргиналом (рассчитывал, что война начнется когда Германия сможет выступать на море не с маргинальных позиций), отсюда и ограниченность подводного флота, и усилия по строительству линейного.
К 1 сентября 1939 года Германия имела 57 пл.
До конца 1939 построила еще 6. (ну это понятно, успели достроить лишь те, что были почти готовы). То есть полторы в месяц.
На начало 1940 стало 54 (с учетом потерь).
За первую половину 1940 - построено 13. Чуть больше 2 в месяц.
Стало 53 (с учетом потерь).
За вторую половину 1940 - построено 37. Чуть больше 6 в месяц.
Стало 82 (с учетом потерь).
С сентября 1940 года число пл стало расти, производство превысило потери.
За первую половину 1941 - построено 91. Около 15 в месяц, причем январь-февраль 10,5 в месяц, за май-июнь в среднем 20 в месяц.
Стало 161 (с учетом потерь).
За вторую половину 1941 - построено 128 (21,3 в месяц).
Стало 266 (с учетом потерь).
Первые 4 месяца 1942 - темп несколько упал (16 в месяц).
Потом возрос примерно до 20 в месяц.
За первую половину 1942 года построено 103.
Стало 348 (с учетом потерь).
За вторую половину 1942 года построено 124 (20,7 в месяц).
Стало 413 (с учетом потерь).
За первые 3 месяца 1943 года построено 70 (23,3 в месяц).
Дальше мне лениво считать, да и не так это принципиально, "битва за Атлантику" проиграна.
(источник сведений по числу пл - 12-томник по ВМВ)
Какие выводы можно сделать из приведенных цифр по пл?
Первый год войны достраивались заложенные до войны, и тут все претензии Деница к малому числу пл в начале войны следует отнести к жалобам на отсутствие ясновидящих у Гитлера. Воспринимать их серьезно нельзя.
А далее сказался пинок, данный промышленности с началом ВМВ. Стало ясно что приходится воевать тем, что есть в наличии. И вести подводную войну, т.к. ничто хотя бы отдаленно похожее на паритет по надводным силам не светит.
И через год после войны производство превысило потери (а раньше - не могло, строительство пл - процесс не быстрый, от принятия решения до окончанеия постройки год - хороший срок), затем вышло на уровень примерно 20 в месяц. Число пл в строю до проигрыша "битвы в Атлантике" довольно быстро росло, а потом стало не важно - "битва" проиграна.
Война с СССР сказалась на германском флоте тем, что
1. Вопрос о строительстве крупных кораблей был снят окончательно.
2. Видимо, с подготовкой к войне в первой половине 1941 года (когда промышленность с большим напряжением наращивала сухопутных вооружения) связано некоторое падение ввода в строй пл в начале 1942 года. Латентность (время от "воздействующего фактора" до окончания строительства) около года - примерно столько длится производственный цикл строительства.
3. Ну и то что рост производства остановился на уровне около 20 в месяц - тоже можно связать с отвлечением ресурсов на "восточный фронт".