|
От
|
Д.И.У.
|
|
К
|
И. Кошкин
|
|
Дата
|
05.05.2008 12:30:01
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Re: Видеть-то видели....
>Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>...но, видимо, перенимать нравы побежденных неоднократно смысла не видели. Да и как введешь среди потомков тех, кто побеждал? :)
Насколько понимаю, речь идет о ситуации 13-16 вв, когда походы Аскольда - Ярослава остались в далеком прошлом, как и значимость византийской государственности.
В 13-16 вв перенимались не нравы, а государственные структуры, придворный ритуал, идеологические штампы.
>А вот поездив в Орду стали копировать обычаи - от раболепства, до местничества и отношения к своим воинам и полководцам, как к рабам, а не товарищам.
В летописях (а других сопоставимых источников до начала 16 века нет) "культурное влияние" Орды не просматривается. Не просматривается даже особого интереса к военно-политической жизни Золотой Орды, кроме тех событий, которые прямо затрагивали русские княжества. Судя по всему, она оставалась внешней и чуждой силой, вызывавшей скорее отталкивание, чем тягу к подражательству.
Что и понятно - Орда представляла примитивную и малопривлекательную степную, кочевую культуру, к тому же языческую (не случайно даже для её ханов постоянны эпитеты "поганый", "сыроядец" и т.д., никак не свидетельствующие о харизме). Принятие Ордой мусульманства в середине 14 в. только усилило культурный антагонизм.
Заметим также, что раболепие, местничество, жесткая иерархия, крепостничество не особенно характерны для русских княжеств до середины 15 в., т.е. времен собственно "ига". По настоящему они начали проявляться только при Иване III, то есть со складыванием централизованного государства, быстро усиливаясь при его сыне и внуке. В это время "татарские" орды стали скорее объектом агрессии Московского царства.
Напротив, византийское православное влияние пронизывает всю письменную традицию, что становится особенно очевидным с появлением светских источников во второй половины 15 в. Во времена Ивана Грозного эта византийщина буквально бросается в глаза, все его письма (и Курбского тоже), все жития, все формы официальных документов буквально срисованы с византийских образцов и пестрят различными "греко-римскими" реминисценциями, ссылками на римских и ромейских цезарей и церковных писателей.
Примечательно также стремление московских великих князей породниться с византийским царствующим домом, приведшее к свадьбе Ивана III с Софьей Палеолог, перенятием концепции "Третьего Рима" (не "Нового Сарая") и даже византийского герба (не звания "чингизидов", хотя пойти по этому пути было очень просто - ногайские князьки сами подталкивали к этому в своих письмах).
В то же время из всей московской ветви рюриковичей один Юрий Данилович предпринял попытку породниться с ордынскими чингизидами, что отнюдь не улучшило его репутацию у летописцев.
В отличие от татарско-исламского, византийское православное влияние не встречало внутреннего отторжения на Руси, воспринималось как "древнее" и "свое", а со складыванием централизованного государства стало в высшей степени востребованным. Причем падение Константинополя в 1453 г. только облегчило перенятие - византийский государственный опыт стал вроде как ничейным, свободным от связей с другими конкурирующими государствами, и потому особенно удобным для "приватизации".