От И. Кошкин Ответить на сообщение
К Д.И.У. Ответить по почте
Дата 05.05.2008 21:04:50 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Есть ли аналог местничеста в византийской традиции?

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>>Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>
>>...но, видимо, перенимать нравы побежденных неоднократно смысла не видели. Да и как введешь среди потомков тех, кто побеждал? :)
>
>Насколько понимаю, речь идет о ситуации 13-16 вв, когда походы Аскольда - Ярослава остались в далеком прошлом, как и значимость византийской государственности.
>В 13-16 вв перенимались не нравы, а государственные структуры, придворный ритуал, идеологические штампы.

В Орде такое явление существовало.

>>А вот поездив в Орду стали копировать обычаи - от раболепства, до местничества и отношения к своим воинам и полководцам, как к рабам, а не товарищам.
>
>В летописях (а других сопоставимых источников до начала 16 века нет) "культурное влияние" Орды не просматривается. Не просматривается даже особого интереса к военно-политической жизни Золотой Орды, кроме тех событий, которые прямо затрагивали русские княжества. Судя по всему, она оставалась внешней и чуждой силой, вызывавшей скорее отталкивание, чем тягу к подражательству.

Ну как это не просматривается? А "повесть о Темир-Аксаке"? Русские летописцы неплохо осведомлены о ходе замятни в Орде во второй половине 14-го века. В общем, отслеживали и еще как.

>Что и понятно - Орда представляла примитивную и малопривлекательную степную, кочевую культуру, к тому же языческую (не случайно даже для её ханов постоянны эпитеты "поганый", "сыроядец" и т.д., никак не свидетельствующие о харизме). Принятие Ордой мусульманства в середине 14 в. только усилило культурный антагонизм.

Это когда она такое представляла? А Сарай? А волжские города? А города Средней Азии? Это было весьма мощное государство с развитой, хотяи своеобразным образом экономикой, с которым русским волей-неволдей приходилось поддерживать тесные отношения. Я уж не говорю о постоянном стремлении любым путем переманивать татарских царевичей к себе на службу, выделение им земель, постов, постановка их в привилегированное положение по отношению к своим князьям. С Крымом старются заключить тесный союз, ведут активную переписку.

>Заметим также, что раболепие, местничество, жесткая иерархия, крепостничество не особенно характерны для русских княжеств до середины 15 в., т.е. времен собственно "ига". По настоящему они начали проявляться только при Иване III, то есть со складыванием централизованного государства, быстро усиливаясь при его сыне и внуке. В это время "татарские" орды стали скорее объектом агрессии Московского царства.

Да ну? Так прямо и агрессии? Наверное, в 1480 году это русские напали на Ахмета и он изо всех сил сдерживал их натиск на Угре?

>Напротив, византийское православное влияние пронизывает всю письменную традицию, что становится особенно очевидным с появлением светских источников во второй половины 15 в. Во времена Ивана Грозного эта византийщина буквально бросается в глаза, все его письма (и Курбского тоже), все жития, все формы официальных документов буквально срисованы с византийских образцов и пестрят различными "греко-римскими" реминисценциями, ссылками на римских и ромейских цезарей и церковных писателей.

К этому времени обряд уже сложился.

>Примечательно также стремление московских великих князей породниться с византийским царствующим домом, приведшее к свадьбе Ивана III с Софьей Палеолог,

Это стремление было и Владимира Святославича и увенчалось успехом, но к установлению византийщины не привело.

>перенятием концепции "Третьего Рима" (не "Нового Сарая") и даже византийского герба (не звания "чингизидов", хотя пойти по этому пути было очень просто - ногайские князьки сами подталкивали к этому в своих письмах).

Этому препятствовало принятие Ордой при Узбеке ислама. Осталась бы мультикультурной языческой - неизвестно, как бы все повернулось.

>В то же время из всей московской ветви рюриковичей один Юрий Данилович предпринял попытку породниться с ордынскими чингизидами, что отнюдь не улучшило его репутацию у летописцев.

Он был первым, удостоенным такой ЧЕСТИ. Просто в тот момент ислам еще не укрепился в Орде и хан мог отдать сестру за русского при том, что ей очевидно предстояла смена веры. позднее это стало невозможно. а вообще, ростовские, к примеру, князья, активно становились гурганами.


И. Кошкин