От Д.И.У. Ответить на сообщение
К А.Погорилый Ответить по почте
Дата 21.07.2008 17:18:36 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Re: Архангельск

>Эксплуатировался этот путь англичанами как сочтут нужным и в их интересах. Использование "дикарей" в своих интересах.

Это совершенно не так. Архангельский порт был исключительно важен и для России, но не столько с экономической, сколько с военно-стратегической точки зрения. Не случайно Иван Грозный сразу же понял важность этого дела и постарался его поддержать всеми средствами, освободив английских купцов от пошлин и предоставив разные другие привилегии. В последующем же царское правительство успешно использовало англо-голландское соперничество для сбития цен.

В то время Россия испытывала недостаток буквально во всех военных материалах, критический в моменты пиковых военных нагрузок, когда потребность в них вырастала многократно. Прежде всего, это свинец, олово (полностью отсутствовавшие), серебро для монет, также селитра и сера, да и готовый порох, сукно (свое производство было недостаточно и низкого качества), медь и качественное железо (а во время войны - готовые мушкеты и холодное оружие, так как свои мануфактуры и ремесленные посады были маломощны), рейтарские лошади, разные приборы вроде подзорных труб, астролябий и часов.

Надо отдать должное Англии, Голландии и Гамбургу - они полностью наплевали на папский запрет поставок военных материалов "схизматикам", на аналогичные шведские меры, и без проблем поставляли любое военное имущество, резко повышавшее устойчивость российской армии против поляков, шведов, турок и татар.
В свою очередь, и Архангельск был важным (особенно из-за недоступности для католических каперов) источником военных материалов для протестантских флотов (в первую очередь, мачтовых сосен, иссякших в Европе - право их закупать было мощным рычагом воздействия на англичан и голландцев).

Проблема была в том, что внутрироссийские речные пути позволяли завозить туда "тяжелые" товары только из самых северных, малолюдных земель (примерно до Вологды). Поскольку экспорт был мал (северные товары и пушнина), то и импорт неизбежно ограничен.

Тогда как Балтика, по издревле освоенным новгород-псковским маршрутам, позволила торговать с Европой всему бассейну верхней Волги.