От Alex Medvedev Ответить на сообщение
К Captain Africa Ответить по почте
Дата 12.08.2008 20:59:42 Найти в дереве
Рубрики Армия; Локальные конфликты; Версия для печати

Вcе уже давно придумано. Микротурбины.

http://www.popmech.ru/showpic.php?/pic/photos/8381.jpg



Микро-ГТД состоит из тех же принципиальных элементов, что и его «большие братья», но сами размеры требуют принципиально других подходов и технологий. По словам Эпштейна, многие вопросы имеют такой же принципиальный характер – компоновка, механические нагрузки, вопросы коррозии. Однако в некоторых отношениях разработка микро-ГТД проще – например, микроскопические валы очень жесткие на изгиб, что помогает избавиться от традиционной проблемы изгиба вала у больших двигателей. Тепловые перепады при таких размерах не представляют большой угрозы, отпадает также необходимость ухода и ремонта (микро-ГТД неремонтопригоден, его просто заменяют новым). А в некоторых – сложнее: «Две наши самые большие проблемы – это влияние точности изготовления на эксплуатационные качества пары ‘вал–подшипник’, а также поиск компромисса между требованиями к конструкции (термодинамика, сгорание, нагрузки, гидродинамика и электромеханика) и особенностями технологии изготовления двигателя. Это и по сей день остается нашим важнейшим вопросом».

«Хотя детали все те же самые, технология изготовления микро-ГТД, естественно, совершенно иная, она основана на технологиях полупроводниковой промышленности. С помощью фотолитографии можно создавать детали и узлы размерами от 1 до 10 000 микрон с высокой точностью, причем серийно, – объясняет профессор Эпштейн. – Детали вытравливаются из кремниевых монокристаллических пластин толщиной 0,5–1 мм и диаметром 100–300 мм, потом их склеивают вместе и получают пакет с несколькими готовыми двигателями. При необходимости пакет разрезают на кусочки и получают отдельные двигатели. Сами двигатели могут быть различного размера – сверху нас ограничивает не литография, а скорее глубина и точность травления. Для малых размеров, меньше 1 мм, основным ограничением является вязкость воздуха, которая резко отрицательно влияет на характеристики двигателя». В один пакет могут войти десятки или даже сотни микродвигателей. В идеале создание всех устройств из пакета происходит параллельно, что приводит к самому главному преимуществу такой технологии – низкой себестоимости готового изделия. «Подобные двигатели в будущем можно будет изготавливать точно таким же образом, как электронные чипы и автомобильные датчики», – говорит Эпштейн.

Микроэнергия для будущего

Для чего же нужны подобные двигатели? Сейчас проект микродвигателей в MIT финансируется американским военным ведомством, которое видит в этих новых технологиях большой потенциал. Маленькие двигатели, заряжаемые специальными картриджами с водородом, можно использовать как в небольших беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), так и в обычных электронных приборах. Именно питание мобильной военной электроники, скорее всего, станет испытанием сил для первых серийных микро-ГТД, которые появятся на рынке, как надеются разработчики, уже совсем скоро – через несколько лет.

Микро-ГТД можно использовать и для гражданских целей – вместо аккумуляторов в мобильных телефонах, ноутбуках, цифровых фотоаппаратах, а также в качестве дешевых микродвигателей для сельского хозяйства, различных датчиков и даже детских игрушек. «Для современных литий-ионных аккумуляторов удельная мощность запасенной энергии составляет порядка 120–150 Вт•ч/кг. Это, конечно, не предел, новые серно-литиевые батареи имеют показатели в два раза выше – порядка 300–350 Вт•ч/кг. Но микро-ГТД в скором будущем все равно будут вне конкуренции – мы ожидаем получить цифры порядка 500–700 Вт•ч/кг. А в отдаленном будущем – 1200–1500 Вт•ч/кг с учетом массы самого двигателя и запаса топлива», – оптимистично заявляет Алан Эпштейн.