По технической стороне прибавить нечего - да у меня и знаний по вопросу нет, если честно, чтобы прибавлять.
Поэтому ограничусь художественной стороной вопроса, попытаюсь дать общее впечатление о картине.
Разумеется, как всякий советский фильм, да еще снятый в 1954 году "Герои Шипки" не лишены определенной наивности. В частности, история вопроса подается следующим образом: русский народ страшно воспылал, и Государь-Инператор (слабый и безвольный), вынужден был пойти на помощь лузерам-братушкам. Своеобразно, но без карикатурности, показаны лидеры Германии, Австро-Венгрии и Англии (особенно хитрый еврей Дизраэли). Русские генералы четко делятся на паркетную сволочь и честных, храбрых барбосов. Братушки очень страдают и сильно смотрят снизу вверх на богатырей-руснаков. Странно, но турецкие генералы и командиры даны без издевательства, а храброго командира, которого застрелил его командующий при Шипке даже немного жалко.
Униформа, вооружение, тактика, фортификация - все выше всяких похвал: грубое сукно, ясно видные швы, винтовки Бердана, которые русские солдаты заряжают по патрону, правильные револьверы - все эти мелочи создают ощущение погружения в эпоху.
Великолепно поставлены не только общие батальные планы, но и конкретные боевые сцены: штыками колют в пузо, саблями рубят, камнями фигачат лежащих в головы, прыгают друг на друга - в общем, драка показана на том уровне с достаточно высокой степенью социалистического реализма. Выстрел с седла жизнерадостного психопата Сашко Козыря, по моему мнению, вообще аналогов в советском-россиджском кино не имел и не имеет. Гурман найдет отсутствие крови, кишок и мозгов на камнях несколько наивным и пошловатым, но тут уж можно только порекомендовать гантелю в рот и мегашедевр современного отечественного кинематографа "Новая земля" внутривенно.
Еще один плюс - актеры играют. Современному поколению российских зрителей, не избалованному такой условностью, как выражение теле- и кино- игрунами разнообразных эмоций и чувств, это покажется странным: как это, русский фильм, русские актеры - и вдруг играют. Не надо удивляться - в то время так было принято. Очень удачен, на мой взгляд, образ Скобелева - молодой генерал, невероятно энергичный, ни минуты не способный сидеть спокойно. Он постоянно говорит, причем весьма эмоционально, и видно, что это слегка давит на окружающих, но... Но ему все равно всегда рады, его искренне любят как коллеги-генералы, так и простые солдаты, потому что он действительно Ак-паша. Очень сильна сцена, в которой отчаявшийся Скобелев в истерике хочет броситься на турецкие штыки, а солдаты с криком: "Да что его слушать, как дите малое!" стаскивают любимого генерала с коня.
В массовке были задействованы части болгарской армии, и массовка, надо признать удалась. Все: от хьюмэн вэйвз, которыми турки штурмую Шипку, до наступления русских полков и захватывающей панорамы русского перехода через зимний перевал, сделано с достойным размахом.
В общем, картина рекомендуется к массовому просмотру, не столько ради патриотического воспитания, сколько для того, чтобы увидеть шедевр безвозвратно ушедшей эпохи в отечественном, да и, что греха таить, мировом кинематографе. Так больше не сделают никогда.