От CryKitten Ответить на сообщение
К Kalash Ответить по почте
Дата 25.08.2008 10:14:22 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Память; Версия для печати

Re: Новая историческая...

> http://www.rambler.ru/news/russia/education/565465601.html
>Статья о новаом учебнике истории 1900-45гг. Отрывок:

Эммм... Показал бы мне кто этот самый "филлиповский" учебник в широком использовании. В книжных нет, в чём можно легко убедиться, заглянув на тот же "озон". "Книга для учителя" - есть, учебника - нет. Тираж был совсем неблольшой.

http://www.ozon.ru/context/detail/id/3453631/

А далее - вообще пошли передёргивания:

Как предупреждают авторы, «основное внимание учащихся предполагается сконцентрировать на объяснении мотивов и логики действий власти». Итак, с самого начала нам заявляют: история, которую предлагают для изучения, в первую очередь история власти. Истории людей там нет. Остались лишь цели и средства государства. И хотя слово «оправдание» не значится, во многом это именно история оправдания средств. Ибо трудно представить, что у какой-либо власти нет объясняющих и оправдывающих ее политику мотивов и что она действует вне своей логики.

Логика удивительная: из того, что внимание сконцентрировано на чём-то одном - делается вывод, что иного в книге нет. Хоррошее начало статьи!

Далее автор начинает жечь напалмом:

СССР, возможно, и готовил превентивный удар по Германии, но «при этом Сталин полагал, что следует дождаться сосредоточения войск противника для агрессии, тогда это выглядело бы как мера самообороны, однако летом 1941 года возможностей для таких действий у Сталина еще не было» (таким образом, по существу, признается знаменитая версия скандального Суворова-Резуна); - очень интересно, каким боком озвученный тезис учебника связан с идеями Резуна?

После такого анализа авторы делают соответствующий вывод и дают ценные методические указания: «Таким образом, важно показать, что Сталин действовал в конкретно-исторической ситуации, действовал (как управленец) вполне рационально (выделено мною. -- А.Б.) -- как охранитель системы, как последовательный сторонник преобразования страны в индустриальное общество, управляемое из единого центра, как лидер страны, которой в самом ближайшем будущем угрожает большая война». - изумление автора непонятно. Что Сталин был "хорошим управленцем" - сейчас вообще "исторический мэйнстрим".

Осознавая, видимо, что огромные масштабы репрессий не укладываются ни в какую нормальную логику «рационального управления», авторы предлагают шокирующую методику подсчета репрессированных. Снова цитата: «В учебнике следует, безусловно, оценить масштаб репрессий в годы «большого террора». - 100% уверен (если автор учебника - Филлипов), что методики взяты из Земскова. И можно только пожалеть автора статьи, до сих пор считающего их "по Солженицыну".

Если следовать предложенной «формуле», то любой умерший в лагерях или во время депортаций не является жертвой репрессий. - а эта фраза меня просто убила. У автора как, с головой всё в порядке? ГДЕ в процитированном им фрагменте он это увидел? Или "демшиза" наружу лезет, как её вглубь не заталкивай? :-)

...В прошлом году учебник истории России Филиппова подвергся серьезной критике, особенно за попытку приуменьшить масштабы сталинских репрессий и своеобразную трактовку личности самого Сталина («эффективный менеджер»). Прошел год. Эффективный менеджер стал «успешным управленцем». А массовый террор -- разъяснен с «рациональной» точки зрения. - да-да, читал я эту "критику". Она вся сводилась к банальному. Визгу "либералов" - "как же так, ведь Сталин - кровавый упырь, а СССР - "империя зла", а вы тут иное детям хотите преподавать?!"

Рекомендую всем, кому интересно современное состояние дел со школьными учебниками истории - пойти в книжный, купить учебник издания 2007-2008 года, да и прочитать. А не составлять мнение о них на основе подобных статей. Сейчас минобраз рекомендует давать в учебниках различные точки зрения (например, оформленные в виде врезок). Как у Филлипова - не знаю (ещё не читал учебник), однако у меня есть вот такой (выигравший в прошлом году конкурс минобраза):

http://www.ozon.ru/context/detail/id/3478051/

И в нём новейшая история СССР-России описывается похоже. Альтернативные мнения даны в виде врезок, так что у школьника формируется вполне правдивая картина мира. "Косяков" тоже дофига, но в целом - вполне добротная работа, направление верно задаёт :-).
Естественно, шизофреническим идеям о "миллионах жертв тоталитарного государства" там нет места, так же, как и знаменитой мясорубке имени Новодворской в подвалах Лубянки.