День добрый
>3)Как был поставлен процесс в Европе и на Руси?
----------
зависит от периода. Но в общем практически везде это была централизованная государственная повинность. Плюс к тому, содержание дорог в хорошем состоянии было просто выгодно, даже жизненно необходимо городам, дабы привлеч торговлю и транзит.Это я к тому, что кроме государевой повинности была и частная инициатива. Например у нас в 17-м веке, кроме государевой дороги на Верхотурье-Тобольск существовала частная дорога, проложенная не без участия Строгонвых, в обход гос. таможень. И она до петровских времен была в лучшем состоянии, чем государственная.
>Знаю, что активно использовались реки, но поскольку и по суше тоже двигались (а местность изобилует лесами), то соответсвено по крайней мере кто-то должен поддерживать пути от зарастания?
-------------
Как раз недавно прочел у Тихомирова о возникновении и использовании сухопутных дорог в притяжении Москвы. Появилисб 3 оновные дороги (ордынская, владимирская и смоленская) в 14-м веке на месте ранее проложенных частным образом путей. Шли дороги практически всегда с привязкой к водоразделам. Поддерживались местным населением и государственными "программами". Централизованное содержание путей - это данность 15-го века.