От Дм. Журко Ответить на сообщение
К Андрей Сергеев
Дата 29.08.2008 19:08:52 Найти в дереве
Рубрики Современность; ВВС; Версия для печати

Re: А что...

Здравствуйте, уважаемый Андрей.

>"Утка", моноплан со стреловидным крылом - практически сразу же после появления, да и "классическая" схема поршневой авиации стала доминирующей за 5 - 7 лет. Для вертолетов такие же темпы освоения у продольной схемы.

Неужели? «Утка» и теперь редкость, распространены бесхвостки с передним горизонтальным оперением. На самом деле за похожим обликом скрываются несколько схем. Первая успешно летавшая «утка» -- самолёт братьев Райт. Успешным Flyer можно назвать только условно.

Моноплан? Отчего же бипланы сменили их почти везде? Только потом сложности схемы преодолели, создав целые теории прочности крыльев, в частности.

Скоростное стреловидное крыло? Стреловидность это лишь частность. Да, пожалуй его внедрили довольно быстро. Но с особенностями этого крыла на посадочных скоростях возились не один десяток лет до этого, со времён бесхвосток Данна. С раскачками, реверсами, прочностью, сложностью механизации. Даже переменную стреловидность испытывали уже в тридцатые, чтобы избежать некоторых из этих сложностей.

Продольная схема для вертолётов -- разновидность одной из первых предложенных схем -- многороторной. Я, правда, не знаю на какой опыт опирался Фрэнк Пясецки, о нём по-русски почти не писали, а по-английски я не удосужился прочесть.

Я не о том, что «всё придумали китайцы», а о том, что именно те люди, которые создавали первые по-настоящему успешные монопланы, скажем, за десятилетия до того испытывали прообразы этих монопланов. Часто видно, что некий авиационный конструктор в молодости избрал некий замысел и всю жизнь последовательно идёт к его осуществлению. Как Нортроп со сверхидеей летающего крыла.

Успешными я называю самолёты или вертолёты, которые нашли спрос, выпущены во множестве. Летающих крыльев, кстати, почти и нет во всей истории авиации -- несколько десятков всего самолётов и планеров.

Дмитрий Журко