От Рядовой-К Ответить на сообщение
К Александр Стукалин Ответить по почте
Дата 01.10.2008 16:19:18 Найти в дереве
Рубрики Современность; Армия; ВВС; Версия для печати

Цитата из анализа действий ВВС РФ в 5-дн войне

Есть досадные опечатки.

Цитата
"Значительный объем задач огневого поражения выполнен в ночных условиях. Наиболее веро-ятно применение Су-25 для ночных действий, как наиболее приспособленного на сегодняшний день. Задымленность местности в районе ведения боевых действий осложнило применение штур-мовой и бомбардировочной авиации, а низкая эффективность российских средств радиоэлектрон-ной борьбы не позволило полностью нейтрализовать систему оповещения и управления средства-ми ПВО (кстати, задымленность и запыленность района боевых действий может вызвать снижение эффективности оптических каналов наведения ВТБ). Пилоты российских ВВС были вынуждены подвергать себя огромному риску, работая по объектам противника с малых высот в условиях рез-кого перепада высот свободнопадающими авиабомбами.
За счет активных действий в воздухе и подавления элементов системы ПВО грузинских войск авиация России смогла относительно быстро завоевать господство в воздухе, что стало одним из основных фактов успешного проведения операции в Южной Осетии. Вместе с тем следует отме-тить, что авиаудары по авиационным базам грузинских войск наносились с большим опозданием и недостаточной эффективностью. В условиях превосходства российской авиации грузинские воен-ные приняли тактику, подобную той, которую использовали югославы в борьбе с авиацией НАТО: временное и очаговое включение средств ПВО, организация засад на предполагаемых маршрутах полетов российской авиации.
В зоне осетинского конфликта, предположительно, могли быть использованы корректируе-мые авиационные бомбы КАБ-500Л с лазерным наведением, (особенностями применения которых, вероятно, и были вызваны потери Су-25- 3-х ед).
Основная нагрузка на авиацию легла в ночь на 11 августа - против объектов военной инфра-структуры совершено 50 самолето-вылетов.
Исходя из структуры огневого поражения, объектов поражения и ориентировочного (по мате-риалам СМИ) количества привлекаемых сил и средств в ходе операции было совершено 100-120 самолето-вылетов бомбардировочной и штурмовой авиации.
Основной «рабочей лошадкой» стал Су-25. Сегодня Су-25 остался единственным самолетом, способным работать на поле боя и в оперативной глубине боевых порядков противника. Су-24 с имеющимся комплексом вооружения способен нанести точный и мощный удар по заранее назна-ченной цели, но заниматься ее поиском на поле боя для его экипажа весьма сложная, а в большин-стве случаев невыполнимая задача.
По сообщению главного конструктора "ОКБ Сухого", президента Научно-производственного концерна (НПК) "Штурмовики Сухого" Владимира Бабак, в операции состоялось боевое крещение штурмовика Су-25СМ, обладающего более совершенным прицельно-навигационным комплексом. При выполнении боевых вылетов эти машины использовались ведущими, а ведомыми - Су-25, не прошедшие модернизацию.
Сотрудники концерна с первых часов взаимодействовали с военными, знают реальное поло-жение дел и всю динамику развития событий. Общий вывод: для уничтожения целей на поле боя, а тем более в горной местности, применение штурмовиков наиболее оптимально. В отдаленной пер-спективе другие авиационные комплексы более эффективно выполнять такую задачу не смогут.
Боевые возможности Су-25СМ расширены за счет использования прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ "Барс". В его состав входят системы обработки и отображения информа-ции, спутниковой и ближней навигации, станция радиотехнической разведки, самолетный ответ-чик, автоматический радиокомпас, цифро-аналоговая система управлением оружием и другое обо-рудование.
Положительно оценена возможность смены темпа стрельбы пушки, благодаря чему увеличи-лась эффективность применения пушечного вооружения по скоплениям техники противника.
Подтверждена высокая «живучесть» самолетов этого типа. Из боевых вылетов после пораже-ния ракетами комплексов ПВО на аэродром базирования вернулось три Су-25. Анализ характера полученных повреждений подтверждает применение ракет с тепловой головкой (ПЗРК).
В ходе операции применение Су-25СМ было ограничено их незначительным (несколько са-молетов) количеством. Отсутствие учебно-боевого варианта не позволяет готовить летчиков по-точным способом.
Предприятия российского ОПК в рамках военно-технического сотрудничества продают хо-рошо зарекомендовавшие себя противорадиолокационные ракеты Х-25МП, Х-31П и Х-58Э; кор-ректируемые и управляемые бомбы с различными системами наведения и др десяткам зарубежных стран. Годовые серийные закупки МО РФ авиационных управляемых средств поражения тактиче-ского класса составляют ничтожно малое количество. Очевидна также острая нехватка в ВВС Рос-сии современного высокоточного оружия, прежде всего со спутниковой системой наведения Х-555, противорадиолокационных ракет фронтовой авиации Х-28 (дальность полета 90 км) и Х-58У (дальность полета 60 км). О какой готовности авиационных частей к применению этих средств можно вести речь? Таким образом, основным ударным оружием нашей авиации остаются обычная бомба и неуправляемая ракета.
Имеющиеся на вооружении для СУ-34 ракеты малой дальности Х-25МЛ, Х-29Л, оснащенные полуактивной лазерной системой самонаведения и имеющие максимальную дальность пуска 10 км, вынуждают самолеты входить в зону поражения современных средств ПВО. Особенности приме-нения корректируемых бомб КАБ-500Л и КАБ-1500Л с лазерным наведением или КАБ-500Кр с те-левизионным наведением так же вынуждают самолет входить в зону надежного поражения средст-вами ПВО противника. При этом для первых двух типов бомб наличие дымки и тумана снижает дальность действия системы наведения бомбы и уменьшает вероятность попадания, что является существенным недостатком управляемых бомб с лазерной ГСН. Не вносит существенных измене-ний и недавно принятая на вооружение КАБ-500С-Э, корректируемая с помощью спутниковой на-вигационной системы.
Однако анализ результатов поражения отдельных объектов (РЛС в Гори, РЛС на горе Махат, цеха Тбилавиазавода, железнодорожный мост в районе Каспи, элементы аэродромного оборудова-ния ряда военных баз) позволяет сделать вывод о применении в отдельных вылетах высокоточных боеприпасов как с авиационных носителей, так и в результате пусков ОТР комплекса «Искандер» (один дивизион которого имеется в наличии в СКВО) и ТР комплекса «Точка-У».
В Центре боевого применения ВВС (Липецк) почти десяток лет стоит без дела звено, а в Ах-тубинске две машины модернизированных штурмовиков Су-25Т. Оптико-электронная прицельная станция "Шквал" разработки Красногорского оптико-механического завода за счет 23-кратного увеличения по телевизионному каналу обеспечивает раннее обнаружение и распознавание танка на дальности 8-10 км. Входящие в ее состав подсистемы обеспечивают автоматическое сопровожде-ние и выдачу команд целеуказания системам управляемого оружия. Комплекс, работая совместно с автоматизированной системой управления, существенно упрощает действия летчика и обеспечива-ет автоматический выход в район цели. Им не составило бы особого труда управляемыми ракетами Х-25МЛ с боевой частью в 90 кг разнести в щепки все грузинские катера. Сведений о их примене-нии в районе конфликта не установлено.
Отсутствие высокопрофессиональных летчиков не позволяло в полной мере реализовать мас-сированный подход к реализации задач огневого поражения. По имеющейся информации средний годовой налет составляет 40-50 часов (в советские времена для летчика-истребителя нормальным считался налет порядка 120 часов, у американцев эта величина доходила до 180 часов и более, со-временная норма НАТО также 180 часов). В соответствии же с отечественными и зарубежными данными, считается, что при годовом налете менее 60-80 часов пилот не способен поддерживать уровень профессионализма, соответствующий требованиям учебно-боевой подготовки и безопас-ности полетов.
Таким образом, малочисленность современных самолетов вкупе с недостаточными профес-сиональными навыками летчиков и вызвала необходимость привлечения инструкторов 58 ГЛИЦ МО РФ.
Изъятие из состава общевойсковых объединений армейской авиации привело к разрыву взаимодействия разнородных сил и средств при проведении войсковой операции. При этом плани-рование огневого поражения и организация взаимодействия перешло на один уровень вверх - в ок-руг, что и привело к несогласованности действий сухопутных группировок и авиации. При этом фактов эффективного применения армейской авиации в ходе операции не выявлено (даже не по-нятно, применялись ли вертолеты в операции, а если применялись, то каким образом наводились на цели при отсутствии в составе батальонных тактических групп авианаводчиков?). Отсутствие в войсках авианаводчиков позволило грузинским РСЗО и артиллерии в течении 14 часов беспрепят-ственно вести огонь по Цхинвалу. Причина одна - оперативные группы ВВС не смогли выделить в общевойсковые части по 2-3 человека без параллельного развертывания КП и ЗКП, поэтому им не удавалось реально управлять авиацией. Поэтому колонны бронетехники шли без прикрытия с воз-духа. 58-й армией не применялись воздушные десанты и вертолетные подвижные отряды миниро-вания для пресечения отхода грузинских войск. В воздушных армиях ВВС и ПВО, в центральном аппарате ВВС специалистов по применению армейской авиации нет вообще. После ухода квали-фицированного руководящего состава управлений и отделов авиации кошмаром стали управленцы из авиации ПВО, они в настоящее время стали "специалистами" по боевому управлению вертолет-ными подразделениями. Не вина людей, проходящих службу в штатах ВВС и ПВО и не знающих специфики СВ, что они не готовы планировать применение и управление приданной (поддержи-вающей) авиацией. Именно это четко проявилось в прошедшей операции 58-й армии.
В оперативном подчинении командующего армией отсутствовали и части фронтовой авиа-ции. Штабы армий ВВС и ПВО не имеют возможности постоянно отслеживать обстановку на те-атре военных действий и не имеют навыков планирования и ведения операции на ТВД. Организа-ционный разрыв вызванный непродуманными реформами ВС привел к запаздыванию и недоста-точной эффективности авиационной поддержки войск. "

Азм есъм. http://www.ryadovoy.ru