>1. Граница (таможенная) вполне себе существовала и до революции. И экономика Финляндии была достаточно слабо завязана на экономику России.
>2. Впрочем, с Карелией (в которой жили карелы, а не финны) было еще интереснее. Основное богатство Карелии -- лес. Лес вывозился на финские деревообрабатывающие предприятия, поэтому транспортная связность приграничных российских волостей с Финляндией изначально была выше, чем с самой Россией (собственно, в том и причина, что финны дважды пытались оттяпать этот район). Дело доходило до того, что в начале 20-х годах везти сюда зерно и товары транзитом через Петроград и Финляндию было в два раза дешевле, чем напрямую...
>Кстати, в этом и кроется загадка, удивляющая многих хисторегов -- почему в наших планах войны с Финляндией в 1939-м продвигаться по финской территории предполагалось быстрее, чем по своей. Это была не глупость, а знание местности.
Ясно, очень интересно. Т.е. у самой границы в СССР были хорошие дороги - остатки былой инфраструктуры, непосредственно переходящей в дорожную сеть Ф., но добраться до этого плацдарма было трудно? Надо же...