проявление эффекта экрана начинается, когда волна возмущения в воздухе от передней кромки отражается от поверхности и приходит хотя бы на заднюю кромку.
Скорость возмущения == скорости звука. Получается, что время, за которое аппарат пролетает расстояние, равное хорде собственного крыла, должно быть не меньше времени, за которое звук проходит двойную высоту полета.
Пусть:
V - скорость полёта
Н - высота полета
C - хорда крыла
S - скорость звука
Тогда C/V > 2H/S
При увеличении высоты полёта аэродинамический фокус смещается назад, это эквивалентно перекладке руля высоты на пикирование, высота полёта уменьшается... аэродинамический фокус смещается вперед.. высота полёта растёт.
При увеличении скорости, однако, эффект обратный - увеличение скорости затягивает в снижение, что тоже увеличивает скорость.
Если повезёт ( демпфирование аэродинамическое велико), то будет устойчивость сама собой. Для малых экранопланов с крылом по типу Липпиша (треугольное обратной стреловидности) это обычно соблюдается.
Но, если не повезёт - получаются автоколебания, которые с учетом близости земли быстро приводят к аварии. Что и наблюдалось.
Именно по этой причине у экранопланов такие огромные стабилизаторы, что в значительной степени съедает преимущества от экрана.