От Artem Drabkin Ответить на сообщение
К М.Токарев Ответить по почте
Дата 05.11.2008 22:21:18 Найти в дереве
Рубрики Армия; Память; Артиллерия; Версия для печати

тут еще контекст важен

Добрый день,

Человек, помнящий такие детали и вдруг станет посреди текста травить байку... ну хрен знает...


В декабре в команде № 105, состоявшей из 500 призывников, прибыли мы в г. Винницу. Это зеленый, приветливый украинский город. Стоит на реке Буг. Вот какая прекрасная Украина, на улице города большие дубовые аллеи, еще говорят в народе Екатерининских или Петровских времен, а на деревьях черные чайки, это вороны гнезда их тут. На железнодорожной станции нас встречали молодцевато выглядевший комбат Гусев, пять офицеров и столько же сержантов. Мы положили свои вещи на параконные подводы и под звуки оркестра в колонне по четыре двинулись в казарму полка. Возглавлял колонну комбат на коне. Через час подошли к казарме 70-го стрелкового полка 24-ой Самара-Ульяновской Железной Краснознаменной стрелковой дивизии.
Мы выстроились на плацу. Командир и комиссар полка поздоровались с нами, осмотрели и опросили, как доехали. Спросили кормили ли нас в пути горячей пищей, была ли баня, если вопросы. Комиссар спросил. Есть ли коммунисты, комсомольцы. Комсомольцев было мало 18 человек, а коммунистов вообще не было. Ведь мы были все с Урала из сельской местности. Потом спросили есть ли специалисты. Специалистов было мало, на 500 человек 10-15 человек - сапожники, портные и плотники, скорняки. Я один имел автодорожную специальность. Как член автодора учился в кружке по автотракторному делу, и заочно окончил автодорожный техникум. Умел водить автомобиль и трактор, знал двигатель внутреннего сгорания, основы электрооборудования и эксплуатации машин, правила дорожного движения. Комиссар полка выступил перед нами, сказал, что нам выпала честь служить в боевой дивизии, которая боролась за советскую власть. Рассказал о действиях дивизии на фронтах Гражданской войны. Позже мы ходили смотреть на коня вороной масти, участника Гражданской войны, награжденного орденом Боевого Красного знамени. Он был коренной в упряжке пушки-гаубицы, расчет которой погиб. Были побиты и остальные кони в упряжке, но этот конь ночью вышел от белых обратно к своим в полк и привез пушку-гаубицу. Для нас, молодых красноармейцев, не нюхавших пороха и не видавших ран и крови, рассказ командиров влекли к боевым подвигам в будущей войне против врагов нашей Родины.
Начался трехмесячный карантин с прохождением медицинского осмотра, подготовкой одиночного бойца, политзанятиями, общеобразовательными занятиями, ликвидацией безграмотности. После карантина я получил назначение в 4 стрелковую роту 2-го батальона 70 стрелкового полка, командиром которого был Гусев. Из его рук я получил винтовку образца 1891 года № 11070. Комбат Гусев вручив винтовки поздравил нас и дал наказ изучить винтовку, беречь как зеницу ока и отлично учится стрелять и поражать цели с первого выстрела, как снайперы. Помню, когда я вычистил винтовку, то канал и все три нареза ствола блестели, как зеркало! А вскоре я сделал из нее первые выстрелы. Первое упражнение – зачетное расстояние 100 метров, 3 боевых патрона, мишень № 5 – выполнение на отлично, от комбата я получил благодарность и подарок.
Вскоре меня вызвал комбат Гусев и комиссар полка Ванштейн. Они задали несколько вопросов и предложили пойти учиться в полковую школу младших командиров. Я тут же дал согласие, добавив, что не оправдаю доверие. Комиссар сказал: «Быть тебе командиром – поздравляю с направлением в школу, учись отлично».
Начальником школы был офицер русской армии участник Первой мировой войны и Гражданской войны капитан Сербин С.А. Он был отличным командиром и воспитателем. Все тяготы службы, ежедневно переносил вместе с нами: прыгал с 15-метровой вышки в воду, переплывал реку Буг шириной 40-60 метров, стрелял из винтовки, пулеметов и бросал гранаты. На марше шел в голове колонны школы, хотя и имел коня, как наш комбат. Перед приемом пищи всегда снимал пробу, проверял чем кормят солдат.
В течение 10 месяцев из нас воспитали и обучили мастеров военного дела на уровне отделения и взвода. Начальные военные знания необходимы всю жизнь. Именно они в двух войнах обеспечили мне личную победу над врагом.
По окончании школы я получил право носить в петличке три треугольника и был назначен командиром пулеметного отделения пулемета «Максим» и одновременно заместителем командира взвода. Наш взвод на инспекторской проверке по всем видам подготовки показал отличные результаты.
В конце зимы мы сдавали стрельбы из пулеметов. За выполнения боевой стрельбы по целям с закрытых огневых позиций с угломером квадрантом, при которой из 36 мишени, на расстоянии 1600 метров, были поражены 28, командир взвода и я получили от командира дивизии благодарность и карманные часы «Анкер».
Вскоре меня направили учиться в Одессу в пехотное училище имени Якира. Учился я хорошо, но много приходилось уделять внимание общему образованию, требования программ в училище высокие, надо знать хорошо русский язык, литературу, математику, географию и топографию, политико-экономические дисциплины, историю ВКП(б) и историю России и СССР.
Естественно основной упор делался на военные дисциплины – тактику, топографию, освоение оружия. Отрабатывалось и взаимодействие пехоты и артиллерии. Эти занятия проводились совместно с соседним артиллерийским училищем. Мы вместе выезжали на полигон. Они вели огонь, поддерживая наступление пехоты, а мы наступали в 50-75 метрах от разрывов снарядов 122 мм гаубиц. Наступать было страшно для нас необстрелянных бойцов, но поучительно. Здесь уже на полигоне при наступлении мы бросали ручные гранаты образца 1914 года. Привозили нам и показывали танки «Рено». Танкисты рассказали его боевую и техническую характеристику. Они были захвачены в период Гражданской войны у интервентов. Капитан Носков рассказал нам про танки, как французы применили их в Первую мировую и Гражданскую. Как красноармейцы захватили их, и они стали нашими танками. Рассказали и показали практически, как можно бороться с танками. Рекомендовали бросать скатки из солдатских шинелей между гусеницами и ленивцем, танк вставал и крутился на месте. Пехоте рекомендовали уходить в лес, в болота, т.е. в недоступные для танка места. В деревне забираться на чердак домов. Но кто должен, и как пехота должна бить танки, этих способов еще не было. Ведь если пехота ушла в лес, кто будет удерживать оборону?



>Т.е., как минимум вдвое серьезнее, чем байки от единожды Героя Советского Союза летчика-истребителя-испытателя Ивана Евграфовича Федорова? По поводу его баек ВИФ-сообщество высказывалось неоднократно и всякий раз очень недвусмысленно.
>Или взять, к примеру, свежую порцию мемуаров Героя Советского Союза генерал-майора КГБ Геннадия Николаевича Зайцева о действиях силовых подразделений стран ОВД в Чехословакии в 1968 году. Отрывок из этих мемуаров только что опубликован в ежемесячном издании "Спецназ России" № 9 за 2008 год:

> http://www.specnaz.ru/article/?1328

>"...Из южной части ГДР в Чехословакию был введен советско-восточногерманский контингент по направлениям: Прага, Хомутов, Пльзень, Карловы Вары..."
>"...Несколько отлично от нас действовали военнослужащие из ГДР. Однажды танковая колонна Народной армии следовала через какой то населенный пункт. В этот момент его жители попытались перекрыть дорогу, но боевые машины не остановились! Этот трагический случай потом долго обсуждался.
>— Русские и болгары — ладно, это мы понимаем, — возмущались чехи, — но зачем пришли мадьяры и немцы?.."

>"Вот так и рождаются нездоровые сенсации..."

>В действительности всё обстояло совсем не так, как на самом деле.
>М. Токарев
Под шумящие колеса песня девки горяча