От Dersu Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 11.11.2008 12:22:33 Найти в дереве
Рубрики Флот; Армия; Память; Версия для печати

Статья о "Нерпе" + список погибших гражданских (специальности)

Испытатель Нежура погиб, спасая отца

http://www.toz.khv.ru/page.php?page=38315&date_id_num=2008-11-11&year=2008&month=11&day_id=11

8 ноября в 18 часов вблизи бухты Владимира в Японском море в рамках ходовых испытаний произошла авария на атомной подводной лодке «Нерпа», изготовленной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре.

В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения в двух отсеках лодки погибли находившиеся там 20 человек, пострадал 21. Среди погибших - 12 комсомольчан, работники АСЗ и предприятия «Эра», два работника достроечной базы АСЗ в Большом Камне, три московских специалиста и три члена экипажа. В результате аварии ни атомный реактор, ни остальные системы АПЛ не пострадали, и лодка своим ходом вернулась на базу.
Лодка, заложенная в 1991 году, долгое время не строилась из-за отсутствия финансирования. Но в последние годы заказ, что называется, «пошёл», комсомольские судостроители полностью модернизировали АПЛ, оснастили всеми современными системами, в том числе и системой пожаротушения. «Нерпа» была спущена на воду в Комсомольске. После того, как все системы успешно прошли испытания, лодка ушла на ходовые испытания на сдаточную базу Амурского судостроительного завода в Большом Камне Приморского края, где работают порядка 1,5 тысячи человек. Там с октября начались ходовые испытания.
На борту, по данным Тихоокеанского флота, находились 208 человек: 81 военный и 127 гражданских лиц. Большое число гражданских объясняется просто: в процессе ходовых испытаний всегда принимает участие команда специалистов завода-изготовителя. Не случайно при этом на лодке даже два командира - один от ВМФ, второй - от завода-изготовителя.
Как объяснил нам источник на заводе, в команду входят инженеры, электрики и иные специалисты, которые по ходу дела обучают военную команду работе на данной конкретной подлодке, ну и, конечно, тестируют работу своего детища. Поэтому среди погибших не только работники АСЗ, но и предприятия «Эра», которое участвовало в оснащении АПЛ, и три москвича - представители завода, тоже изготовившего часть оборудования лодки.
Случилось так, что среди заводской сдаточной команды были родственники: отец и сын - Дмитрий и Александр Нежура. Сын Александр погиб, а его отец получил сильное отравление. Как говорят очевидцы: сын погиб, спасая отца. - это косвенно подтверждает отсутствие ПДА у персонала?
Достоверно известно, что причиной гибели людей стал газ фреон. Современная система пожаротушения на атомных подводных лодках именно так и срабатывает - блокируется отсек, в него подаётся газ, вытесняющий кислород, и пламя само гаснет. Другое дело - почему эта система сработала, почему люди, находившиеся в «аварийных» отсеках, не смогли воспользоваться кислородными масками, которые должны быть на руках у каждого члена экипажа, почему в роковых отсеках находилось столько гражданских лиц.
Следственный комитет прокуратуры РФ возбудил дело по статье «Нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля…». Однако пока следственная бригада и представители ВМФ ещё не выяснили, что стало причиной срабатывания системы пожаротушения - сбой в программировании системы или брак какого-то прибора, подающего команду к пожаротушению, внезапный подъём температуры или человеческий фактор. Между тем военные поспешили сообщить, что лодка ещё не была принята на вооружение ВМФ, а потому вся ответственность за происходящее на ней лежит на заводе-изготовителе.
Бывший директор Амурского судостроительного завода, ныне пенсионер Николай Повзык сообщил нам, что в истории АСЗ подобных аварий ранее не происходило. Хотя на кораблях, которые идут на испытания, бывает всякое - и неполадки, и отказы, потому что любую технику нужно «воспитывать», прежде чем эксплуатировать.
Как сообщили нам в пресс-службе завода, в Комсомольске никаких следственных действий не проводится - все следователи и эксперты работают в пункте временного базирования в Приморье, куда прибыла лодка.
В Комсомольске работает «горячая линия»: 8 (4217) 541-388.
На Амурском судостроительном заводе - траур. Как могла произойти такая трагедия - даже судостроители с большим стажем сказать не могут. Дело в том, что эта «Нерпа» была четырнадцатой лодкой из этой серии. И вообще, с прежними субмаринами, построенными на заводе, такого не случалось. Ветераны вспоминают лишь ЧП, которое произошло 30 лет назад, когда на готовой подлодке, которая стояла в Большом Камне у пирса, произошел пожар по вине человека.
Сейчас практически все руководство предприятия на достроечной базе в Приморье. Начальник отдела кадров предприятия Ольга Ивановна Девочкина в шоке: на лодке было много талантливой молодежи и, конечно, самые опытные работники. Погибшие (так распорядилась судьба) в основном люди в возрасте, но среди них были и два молодых специалиста.
Конечно, коллектив не оставит в беде семьи погибших. Им будет выделено по 50 тысяч рублей. Расходы по погребению берет на себя мэрия Комсомольска-на-Амуре, там уже создан специальный штаб.
Понятно, что комсомольчане беспокоятся и о тех членах сдаточной команды, которые в ЧП не пострадали. Нам удалось созвониться с Сергеем Молодцовым, который находится в Приморье. Он был немногословен. Сообщил, что пробудут они в Большом Камне, скорее всего, до начала декабря, пока будет работать комиссия по расследованию трагедии.
…А 12 ноября город простится с погибшими на борту АПЛ «Нерпа». Они будут похоронены на аллее, где покоятся почетные граждане Комсомольска-на-Амуре, люди, прославившие город. Родные погибших вчера решили: «Работали вместе, пусть и лежат вместе...».
Самолет МЧС со скорбным грузом из Приморья ожидают в Комсомольске сегодня в первой половине дня.

Прошу слова
Анатолий Мережко, ветеран Тихоокеанского флота, капитан 2 ранга в отставке:
- Мне эта ситуация представляется таким образом. Каждый боевой корабль после постройки или через определенное время проходит ремонт, после которого начинаются ходовые испытания.
На борт корабля берут экипаж и тех, кто строил или ремонтировал лодку. То есть получается, что одновременно там находятся как бы два состава. А что происходит, когда на одной кухне варят один борщ две хозяйки? За всем не уследишь, кто-то где-то перестарался или, наоборот, не досмотрел, понадеявшись на соседа, - результат плохой.
Вероятно, так могло произойти. Наверняка, рабочие старались показать, как там все отлажено, может, кто-то излишне старался представить все функции и возможности... Сработало противопожарное устройство, и люди отравились. Несчастный случай! Речи о борьбе за живучесть корабля не шло. Отсек от отсека отделен, когда лодка уходит в море, они задраиваются. Значит, пострадал один отсек, где и погибли люди.
За все, что происходит на борту, отвечает капитан. Но не исключено, что кто-то произвел какие-то действия самовольно, без его ведома и согласования. Пресловутый человеческий фактор. Не зря на флоте говорят: «Экипаж - одна семья». Действия каждого четко регламентированы. А если кто-то по незнанию сунулся, уже ничего не исправишь!
Конечно, в причинах еще будут разбираться, делать конкретные выводы, определять виновных. На это нужно время. Горько, что для 20 человек оно уже остановилось. Как говорят, все корабельные уставы написаны кровью.

Список погибших на ПЛАК «К-152» («Нерпа»)
Гражданский персонал:
1. Дружинин Виктор Дмитриевич, ОАО «АСЗ», г. Комсомольск-на-Амуре, ОТК, начальник испытательной группы.
2. Сулимов Владимир Сергеевич, ОАО «АСЗ», г. Комсомольск-на-Амуре, ОИ, сдаточный механик.
3. Фишич Виктор Иванович, ОАО «АСЗ», г. Комсомольск-на-Амуре, ОИ, старший инженер-механик.
4. Нежура Александр Владимирович, ОАО «АСЗ»,
г. Комсомольск-на-Амуре, цех 19, машинист систем вентиляции и гидравлики.
5. Пищулин Владимир Валерьевич, ОАО «АСЗ», г. Комсомольск-на-Амуре, старшина судовых систем гидравлики.
6. Егоров Илья Петрович («Агат», Москва).
7. Тарасов Владимир Дмитриевич, ОАО «АСЗ», г. Комсомольск-на-Амуре, ОИ, инженер-механик.
8. Шугаенко Александр Георгиевич, ОАО «АСЗ», г. Комсомольск-на-Амуре, цех 19, мастер-механик.
9. Бакулин Сергей Алексеевич, ОАО «АСЗ», г. Комсомольск-на-Амуре, цех 19, мастер-механик.
10. Суренков Дмитрий Николаевич, ОАО «АСЗ», г. Комсомольск-на-Амуре, цех 19, машинист трюмных систем.
11. Красиков Евгений Михайлович, «Эра», инженер по наладке.
12. Саяпин Владимир Григорьевич, «Эра», электромонтажник судовой.
13. Тюгаев Антон Геннадьевич, ОЯРБ, дозиметрист.
14. Качусов Анатолий Федорович, «Эра», инженер по наладке.
15. Лысенко Алексей Николаевич, ЗСО «Восток», Б. Камень.
16. Власов Андрей Вячеславович («Агат», Москва).
17. Шутов Игорь Владимирович («Агат», Москва).
---
C уважением, Дерсу. http://kartina-mira.blogspot.com/
'Моя думай, надо туда ходи.' (с)