|
От
|
bedal
|
|
К
|
bedal
|
|
Дата
|
18.11.2008 15:16:01
|
|
Рубрики
|
Современность; Космос;
|
|
уточню:
для того, чтобы сменить плоскость орбиты надо (неважно, за счёт чего)полностью затормозить аппарат в прежнем направлении и полностью разогнать в новом.
То есть, для смены на 180 градусов (разворота в обратную сторону) нужна двойная энергия, потраченная на старт (за вычетом подъёма и мелких атмосферных подробностей).
Как же мы разворачиваемся за счёт аэродинамических сил? (или как поворачивает автомобиль идущий накатом?) Да за счёт сил реакции атмосферы на нас. Потери энергии при этом будут равны энергии на изменение орбиты, умноженной на аэродинамическое качество. У автомобиля качество огромно, пока колеса юзом не пойдут, потому можно пройти поворот просто без движка, почти не потеряв энергии. А на гиперзвуке да с аэродинамикой кирпича шаттла коэффициент будет хорошо если 1, то есть, считай, "тормозимся бесплатно, разгоняемся сами".
Таким образом, за счёт "нырка" можно в лучшем случае сэкономить половину топлива, необходимого для проведения этого маневра на орбите одними движками. Если учесть потери на спуск в атмосферу и подъем из неё, то говорить об экономии и вовсе не приходится.