От Дмитрий Ховратович Ответить на сообщение
К Манлихер Ответить по почте
Дата 17.11.2008 14:52:50 Найти в дереве
Рубрики ВВС; 1917-1939; Версия для печати

Кое-что есть в "Реабилитации. 1953-1956"



№ 4
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА А.Л. ДЕДОВА, П. В.БАРАНОВА И И. А.СЕРОВА
Н. С.ХРУЩЕВУ О РЕАБИЛИТАЦИИ А.Н. ТУПОЛЕВА, В. М.МЯСИЩЕВА,
В. М.ПЕТЛЯКОВА И ДРУГИХ*
23 февраля 1955 г.
СЕКРЕТАРЮ ЦК КПСС ТОВАРИЩУ Н.С.ХРУЩЕВУ
В соответствии с Вашим поручением4 нами рассмотрены следственные дела на
Туполева А.Н. и других крупных специалистов авиационной промышленности, нахо-
дившихся в заключении.
В ходе ознакомления со следственными делами вызывались для беседы авиаспе-
циалисты, находившиеся под арестом, а также были допрошены: бывший прокурор
СССР Панкратьев, бывшие члены Военной Коллегии Верховного Суда СССР Матуле-
вич и Орлов, принимавшие участие в заочном рассмотрении дел на работников авиа-
ционной промышленности. Кроме того, проведена проверка обвинений, предъявлен-
ных авиаспециалистам во время следствия, и отобраны объяснения от бывших следст-
венных работников НКВД, занимавшихся в тот период расследованием дела на Тупо-
лева и других.
В результате установлено.
Туполев и другие видные работники авиационной промышленности были аресто-
ваны НКВД СССР в 1937–1938 гг. Конкретных материалов для обвинения в распоря-
жении НКВД не имелось, и все следствие строилось лишь на показаниях арестован-
ных, оговоривших друг друга.
От Туполева, например, были получены показания, что он из числа сотрудников
ЦАГИ создал антисоветскую группу, участники которой в первые годы существова-
ния советской власти якобы занимались саботажем, а впоследствии объединились во
вражескую организацию и вредительски сконструировали почти все самолеты.
Вскоре после ареста Туполева были также арестованы все ведущие работники
ЦАГИ – Мясищев, Петляков, Некрасов и другие. Все эти лица на допросах показали,
что они будто бы занимались организованной антисоветской деятельностью.
В последующем большинство специалистов авиационной промышленности отка-
зались от ранее данных показаний, как от вымышленных, и заявили, что они оговори-
ли себя в результате применения запрещенных методов следствия.
В 1938 году все эти лица, не будучи осужденными, были направлены на работу в
Особое техническое бюро при НКВД СССР и дела на них без рассмотрения судом бы-
ли сданы в архив.
С приходом в НКВД Берия, он для того, чтобы создать видимость использования
заключенных специалистов для пользы дела, добился обманным путем перед инстан-
цией осуждения 307 авиаспециалистов заочно на разные сроки, указав, что «рассмот-
рение этих дел в обычном порядке нецелесообразно, т. к. это оторвет специалистов от
их работы и сорвет план работы Особого технического бюро».
Приведя эти явно надуманные и совершенно несостоятельные доводы, Берия
вместе с тем лживо утверждал, что вина арестованных специалистов в совершении го-
сударственных преступлений якобы доказана, и отмечал, что вызов обвиняемых в суном общении и договорились о характере показаний, которые следует давать в буду-
щем. Далее в письме Берия просил разрешения на создание специальной комиссии в
составе его, Прокурора СССР и председателя Военной Коллегии Верховного Суда
СССР, которая заочно определит меру наказания каждому из арестованных специали-
стов в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет.
В архиве КГБ имеются также протоколы заседаний указанной комиссии, которы-
ми назначена мера наказания всем арестованным специалистам.
В мае 1940 года Военная Коллегия Верховного Суда заочно рассмотрела дела на
арестованных специалистов и всем им определила меры наказания в соответствии с
решением этой комиссии.
Таким образом были осуждены все арестованные специалисты, а впоследствии в
1940–44 гг., по ходатайству НКВД, Президиумом Верховного Совета СССР многие из
них были освобождены со снятием судимости.
В результате проверки всех следственных материалов по делам на Туполева, Пет-
лякова, Мясищева и других установлено, что они в 1937–1938 гг. были арестованы и
привлечены к уголовной ответственности необоснованно, а следственные материалы
были сфальсифицированы в результате применению к ним мер физического воздейст-
вия.
Проверкой по Министерству авиационной промышленности установлено, что
многие сконструированные Туполевым и другими работниками ЦАГИ самолеты, о ко-
торых следствие добилось показаний, как о сделанных вредительски, изготовлялись в
серийном производстве и в свое время считались первоклассными (ТБ-3, СБ и др.).
При этом бомбардировщик СБ получил очень высокую оценку во время боевых дей-
ствий в Испании.
В связи с изложенным считаем целесообразным поручить Генеральному Проку-
рору СССР внести в Верховный Суд СССР протесты по делам на Туполева и других
специалистов авиационной промышленности об их полной реабилитации5. В отноше-
нии работников быв. НКВД, допустивших нарушение социалистической законности
по этим делам, провести расследование.
А.Дедов
П.Баранов
И.Серов

АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 440. Л. 56–58. Копия. Машинопись.