От Александр Антонов Ответить на сообщение
К Лейтенант
Дата 29.11.2008 13:40:46 Найти в дереве
Рубрики ВВС; Версия для печати

Re: Не вербальное...

Здравствуйте

>Остальные Ваши доводы понятны и на мой взгляд обоснованы, но считая невербальное общение фикцией Вы не правы.
>Не вербальное общение - это не то что Вы считаете мимикой и жестами. Точнее это общение не специально генерируемыми мимикой и жестами. Дело в том что человек всегда генерирует "в фоновом режиме" мимику и жесты и также всегда наблюдает "в фоновом режиме", не воспринимая это на сознательном уровне за мимикой и жестами других людей. Для этого, кстати совершенно не обязательно сосредоточенно за ними наблюдать. У человека довольно широкое поле переферийного зрения, просто информация оступающая оттуда обрабатывает в основном на подсознательном уровне.

Неосознанная мимика и жесты передают прежде всего эмоции. Командир экипажа и второй пилот тяжелых самолётов размещены в кабине бок о бок. Увы, "человеческого фактора" в катастрофах таких самолётов, в том числе и по причине того что КВС и второй пилот в стрессовой ситуации не понимают друг друга, никак не меньше чем в самолётах с тандемным расположением экипажа:

http://www.airdisaster.ru/database.php?id=96

"...После срабатывания сигнализации EGPWS (СППЗ) управление
осуществлялось с рабочих мест обоих пилотов одновременно. Нажатия
кнопки приоритетного управления кем-либо из пилотов не было.
Управляющие действия КВС и 2-го пилота, как по крену, так и по тангажу,
были в основном не координированными и направлены в разные стороны.
Сигнализация об одновременном управлении (DUAL INPUT) не сработала
из-за ее более низкого приоритета по сравнению с сигнализацией EGPWS..."

Вы как предпочитаете, что бы в стрессовой ситуации утративший контроль над происходящим и запаниковавший член экипажа сидел рядом и нагружал Ваш мозг (по каналу переферийного зрения) информацией о собственной панике, или все же что бы тот сидел в другой кабине?

>На практике это выглядит так - если сидящий рядом с Вами человкек заметит что-то Важное, Вы об этом узнаете раньше чем он примет решение сказать об этом в слух, более того Вы уже будете знать куда примерно нужно смотреть чтобы это "что-то" увидеть и у Вас будут довольно достоверные догадки что именно там можно увидеть (например насколько ОНО опасно).
Чем долше Вы общаетесь/работаете/живете с человеком тем быстрее, богаче и надежней невербальный обмен информаций. В идеале (в комплексе с опытом и тренировкой) выглядит прямо-таки как телепатия или даже "групповой разум"

Пример выше. На практике налетавшие многие сотни часов вместе КВС и второй пилот в стрессовой ситуации "тянут штурвалы" в разные стороны взаимно перегружая психику друг друга невербальными паническими сигналами.

С уважением, Александр