От Андрей Белов Ответить на сообщение
К astro~cat Ответить по почте
Дата 16.12.2008 11:02:46 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Загадки; Версия для печати

Дополнение ...

На последнем объекте остановлюсь подробнее. Детальный осмотр показал: глубина до дна 7 метров, возвышение объекта 2 метра. Длина объекта 14 метров, ширина 4 - 6 метров. Грунт вокруг песчаный. Среди обломков ящики с 45-ти мм снарядами, 20-ти мм патронами и патронами калибра 12.7 мм. Найден фрагмент борта (точнее шпангоуты) без обшивки. Можно предположить обшивка была деревянная и уже сгнила. В центре возвышается металлическая конструкция из 4-х "лепестков" конусообразной формы сужающаяся книзу. Вверху конструкции палубный набор к которому она и крепится болтами. Размыв дно у основания открылись рукоятки для наведения ствола орудия. Да - сомнений нет это орудие 21-К калибра 45мм! В нескольких метрах на дне практически полностью замытая станина знакомой формы. И здесь вариантов нет - это зенитный 20-мм автомат "Эрликон". Такой же был поднят нами в 13-й экспедиции и сейчас находится в музее казаков Тамани на хранении. По маркировке на гильзах подтвердилась версия о том, что это орудие швейцарского производства MARK-II, закупленное англичанами для ленд-лиза в СССР. В ходе дальнейших поисков найден пулемёт ДШК на корабельной станине. Исходя из анализа вооружения, набора корпуса, размеров корабля и характера разрушений можно предположить, что корабль погиб в годы Великой отечественной войны от подрыва на мине, длина корабля 20-30 метров ширина 4 - 6 метров, корпус деревянный, а вооружение даёт возможность предположить, что это катер типа МО-4. В годы войны эти катера на Чёрном море носили название СКА (сторожевой катер) ведь своё основное предназначение "малый охотник" за подводными лодками на ЧТВД (черноморском театре военных действий) катер практически не выполнял - лодок противника было мало. А вот боевое охранение транспортов, обеспечение прикрытия десантов, перевозка и высадка десанта, постановка минных банок, эскортирование подводных лодок к месту погружения и встреча их из походов - всё это было повседневной работой трудяги "мошки".
Одно несоответствие в найденном объекте с оригинальным "охотником" - это "Эрликон" вместо одного орудия 21-К.
Но в годы войны на "мошках" устанавливали 25-мм зенитные установки 84КМ и есть вероятность того, что на "наш" охотник установили ленд-лизовский Эрликон. Кстати однажды был случай, когда в орудие 21-К попал вражеский снаряд и наполовину оторвал ствол. Его конечно заменили вероятно таким же 21-К а может зениткой 84КМ или "Эрликоном".

http://neptun-pro.narod.ru/e19.htm

По архивным данным: ПК-122 (с 10.12.1941 г. СКА №0104, с 17.12.1941 г. СКА №055)
Построен в 1937 - 1938 гг. и вошел в состав 1-го ЧОПС МПО НКВД Черноморского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно включен в состав ЧФ. В мае 1943г. входил во 2-е звено 5-го дивизиона сторожевых катеров (5-й ДСКА) базировался на Тупсе. Участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции. Погиб 2.11.1943 г. от подрыва на мине в р-не Эльтигена.
Поработав ещё с архивами открылись интересные факты гибели СКА-055. И за сухими данными: Погиб 2.11.1943 г. от подрыва на мине в р-не Эльтигена, открылась вот такая история:

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

СКА-055 - командир катера лейтенант В.А. Шереметьев - с командиром звена старшим лейтнантом В.П. Бондаревым на борту, прибыв 2 ноября в Коротков, около часу ночи 3 ноября получил приказание от капитан-лейтенанта Данилкина погрузить на катер миномётную роту в количестве 51 человека и следовать в Эльтиген.
Подойдя к красному створу на 19-ти узловом ходу, катер во время поворота наскочил на мину и разломился на три части. После взрыва оставшиеся в живых 12 человек из экипажа и 15 человек десантников до 4 утра плавали на обломках катера, пока 22 человека не подобрала КМ-087, а остальных 5 человек - СКА-0105. Место гибели E45°12'N 36°34'E.