От Д.И.У. Ответить на сообщение
К Chestnut Ответить по почте
Дата 19.01.2009 14:53:21 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; Версия для печати

Re: Re:

>вы бы домашнее задание подготовили, что ли. Лютер смог оказать то влияние, которое оказал, исколючительно потому, что попал под покровительство весьма влиятельного монарха, и вместо того, чтобы идти на компромисс с Римом (а поначалу вполне имелись пути к компромиссу, да и не ставил себе Лютер задачи расколоть церковь) мог продолжать логически развивать собственные тезисы и дать толчок всей полуторавековой кровавой кутерьме.

Если не Фридрих III, то кто-либо другой оказал бы покровительство если не Лютеру, то кому-либо из его бесчисленных единомышленников. Идея уже овладела "феодальными массами", нужен был лишь запал, и подходящих запалов было много разных.

>Если бы его спор оставался теологическим, а не им воспользовались политики для а) утверждения своей независимости от Рима и императора б) воровства церковного имущества в) (абсолютно другой класс политиков) для попытки радикального перестройства общества, причём имевшей типо санкцию свыше -- всё бы вполне могло остаться на своих местах

Первые две идеи вызревали у северных "политиков" (т.е. феодалов и городской верхушки) с очень давних пор, как и третья у низов. "Лютеранство" могло начаться и раньше, чем началось, но после инфляционного кризиса, начавшегося с 1520-х гг, стало прямо-таки неизбежным. При вошедшей в привычку роскоши и резком сокращении реальных доходов изъятие монастырского имущества было необходимо для сведения концов с концами.
Плюс возрожденческо-гуманистическое "освобождение разума от ветхих догм" и "пробуждение критического сознания", добравшиеся наконец до германских стран.

>По поводу Гуса -- его учение да, привело к религиозным войнам, но затронуло только часть Чешского королевства, а вовсе не всю Европу. И тоде потому, что было подхвачено как прикрытие для националистического движения

Учение Гуса (и не только учение, но и успешная гуситская практика) глубоко затронули всю Европу, особенно Германию. В первой половине 15 в Германия была еще внутренне неготова к "решительному антипапизму", и антигерманский характер конкретного гусизма тоже отталкивал. Но идея упразднения "дорогой" церкви и религиозной автономии была воспринята, как и был принят к сведению первый успешный опыт прямого противостояния "еретиков" папистов. По сути, умеренные гуситы добились, чего хотели. Если в Чехии можно было изъять и поделить церковные земли, и это осталось безнаказанным, почему нельзя в Саксонии или Тюрингии?


>Ну и наконец, история осуществляется сознательными действиями конкретных людей, а не абстрактных мифических объективных сил и тенденций (кои есть лишь конструкция человеческого ума, чтобы легче было рассуждать о предмете). Поэтому да, своевременное убийство одного человека таки может изменить ход истории

>"Бій відлунав. Жовто-сині знамена затріпотіли на станції знов"