От Андрей Сергеев Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 23.01.2009 12:28:59 Найти в дереве
Рубрики Современность; Танки; Армия; Версия для печати

К вопросу о качестве сержантского состава после войны

Приветствую, уважаемые!

Считается, что именно в первое послевоенное десятилетие в нашей армии с сержантами и старшинами дела обстояли наилучшим образом. Но, как можно видеть из приведенного документа, проблемы с офицерским и "унтер-офицерским составом" стояли те же самые, что и в более позднее время:

"ДОКЛАД НАЧАЛЬНИКА 1 -го ОТДЕЛА УБП БТ и MB ВС
НАЧАЛЬНИКУ УБП БТ и MB ВС ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТУ ТАНКОВЫХ ВОЙСК
ВАСИЛЬЕВУ ОБ ИЗУЧЕНИИ РАСПОРЯДКА РАБОЧЕГО ДНЯ ОФИЦЕРОВ
В 89-м ТАНКОВОМ ПОЛКУ 1-й ТАНКОВОЙ ИНСТЕНБУРГСКОЙ ДИВИЗИИ
4 мая 1947 г.
Согласно Вашему приказания мною с группой офицеров Управления боевой подготовки в 89-м танковом полку 1-й танковой Инстенбургской дивизии в период 6-10 апреля 1947 года проведено изучение распорядка рабочего дня офицеров...

Заслуживают внимания следующие факты:
1. Распорядок дня в частях обычно составлен так, что он вынуждает офицеров почти с подъема
и до отбоя находиться в части, как в этом, чаще всего, нет необходимости.
Примером может служить распорядок дня 89 ТП, согласно которому офицер должен прибыть в полк к 7.50 (к началу политинформации или стрелковой тренировки), участвовать с 8.30 до 9 часов на разводе на занятия, находиться в полку в течение всего времени, отведенного на учебные занятия, т.е. с 9 до 15 часов и с 17.40 (начало развода на послеобеденные занятия) до 20 часов, независимо от того, проводит офицер занятия или нет.
В результате этого большинство офицеров должны ежедневно находиться в части весьма продолжительное время. Так, например, в проверенном полку около 40% офицеров находятся в полку от 12 до 14 и более часов, а около 50% офицеров от 10 до 12 часов.
Свободных вечеров офицерам не предоставляется. Большая часть времени, чаще вечером после занятий, затрачивается на проведение совещаний, которые созываются всеми начальниками, от командира роты и выше, по самым различным поводам.
Некоторые командиры полков стремятся как можно дольше задерживать офицеров в части, так как по их мнению офицеры не смогут целесообразно использовать свое свободное время. Так, например, заместитель командира 89-го танкового полка по политической части майор Карпов заявил: «Есть опасение, что если офицерам дать много свободного времени, то они все же его с пользой не используют». Такого же мнения придерживается командир полка полковник Либерман...
5.Серьезным пробелом в организации жизни, быта и учебы наших частей является тот факт, что сержантский состав не подготовлен, как полноценный помощник офицера в обучении и воспитании солдат и подчиненных ему сержантов. Сержанты не оказывают должного влияний на своих подчиненных в деле поддержания и укрепления воинского порядка и дисциплины. Отсутствуют хорошие старшины, на которых ротные командиры могли бы вполне положиться не только в деле поддержания в роте строгого внутреннего порядка, но также и в повседневном воспитании и обучении личного состава роты.
В результате неполноценности сержантов многие служебные обязанности, которые должны выполняться сержантами, ложатся на плечи офицеров (командиров взводов, рот и батальонов).
6.В 89 ТП 1 ТД зафиксированы, например, такие случаи, когда на старшин нельзя возложить
выполнение таких обязанностей, как отвод роты (батальона) в столовую или в баню; сержантам
нельзя получить руководство работой небольшой группы солдат. Поэтому выполнение этих весьма
простых обязанностей возлагается на младших и даже старших офицеров. Так, например, на заместителя командира 89-го танкового полка подполковника Белева несколько раз возлагалось руководство небольшой группой солдат при уборке помещений. Командир батальона капитан Петров заявил,
что он обязан лично водить батальон в баню. Заместитель командира танковой роты по технической
части техник-лейтенант Шварцер использовался в качестве показчика на стрельбище.
В бронетанковых войсках, где количество сержантского состава очень велико, его роль в деле обучения и воспитания подчиненных особенно принижена.
Незначительная роль, которую выполняют сержанты в деле обучения и воспитания личного состава является, пожалуй, основной причиной большой загруженности офицера служебной работой."

Весь документ по ссылке:

http://vif2ne.ru/nvk/forum/files/1298wrtg798/(090123120011)_GABTU2.doc


С уважением, А.Сергеев