|
От
|
Гегемон
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
03.03.2009 13:02:48
|
|
Рубрики
|
Древняя история; Армия;
|
|
Про чемпионов и воинское воспитание.
Скажу как гуманитарий
Прочитал ветку про роль чемпионов в воинском воспитании. Вспомнил античность.
Греки, как известно - изобретатели спорта, в тогдашней терминологии - атлетической агонистики. И изначально атлетический агон включал строго прикладные виды соревнований:
- управление колесницей;
- бег на стадий;
- прыжки с отягощением в руках (читай - щит и копье);
- кулачный бой;
- борьба;
- метание дротика;
- метание диска (сначала - округлого камня, потом - бронзового спортивного снаряда.
Все эти умения были весьма полезны для аристократической молодежи, которая помимо того еще ездила верхом и охотилась, а какое-то время - еще и стреляла из лука. Воспитывался универсальный боец единоборец, способный управлять транспортным средством, вести метательный бой, азатем сблизиться с врагом и биться с ним на копьях и мечах, при необходимости - и голыми руками.
Только вот не требовался от греческого воина такой универсализм. Вскоре после появления ориентированных на воспитание воина-аристократа Игр Зевса Олимпийского сам тип аристократического воина-универсала стал уходить в прошлое, а на его место выдвинулись оснащенные тем же (но подешевевшим) оружием ополченцы-крестьяне. Они уже не приезжали верхом, не гоняли на колесницах, не метали копья и не прыгали по полю боя, а просто стояли плечом к плечу и кололи копьями поверх щита.
То есть атлетика отделилась от собственно военного дела и зажили самостоятельной жизнью. Причем пока прикладная связь атлетики и гопломахии сохранялась, Олимпийский агон был сугубо региональным праздником, из внешних участников там были только афиняне, которые всегда лезли везде и всюду. Остальные - элейцы, спартанцы, мессенцы, аркадцы, аргосцы.
В 6 в. до н.э. агон размножился: в Дельфах - Пифийский, на перешейке - Коринфский, в Аргосе - Немейский, в Афинах - Панафинейский. Везде - с одной и той же оторванной от военного дела программой. То есть виды состязаний умножались, постоянног вводили новые виды, то более приближенные к реалиям жизни (панкратион, гоплитодром, сложные виды бега с лошадьми и эстафеты с колесницами - об этом безрезультатно спорят) или просто умножали сущности (например, в беге - долих и диавл наряду со стадием, отличавшиеся по дистанции), вводили отдельные состязания по возрастным группам.
При этом атлетика очевидно профессионализировалась: появились аптлеты-единоборцы, выступавшие в кулачном бою, борьбе и панкратионе. Они отъедались овсом и мясом, поднимали тяжести и копали землю, набирая мышечную массу, а потом ездили по Играм и собирали победы.
И "физкультура" тоже была: в городах были частные и общественные гимнасии, содержавшиеся за общественный счет гимнасиархи учили молодежь исходном олимпийскому пятиборью и владению оружием. В Спарте и вовсе культивировали особое воспитание детей с упором на выработку воинских качеств, и спартиаты вовсю бегали, прыгали, дрались, боролись и метали.
Но "физкультуру" в гимнасиях и "большую" атлетику различали. Спартанцы запрещали своим гражданам выступать в единоборствах: спартанец не имеет права отступить перед врагом, сдаться и просить пощады, а ритуализированный поединок как раз предполагает сдачу одной из сторон при известных условиях.
Естественно, быстро (уже в IV в. до н.э.) дошло до подкупа и демонстративных отказов от участия в Игра (что было немыслимо еще столетие назад).
В III в. до н.э. стратег Ахейского союза Филопемен (крупный организатор и военачальник, человек лично увлеченный военным делом и стремившийся во всем давать пример остальным) не только сам прекратил занятия атлетикой, но и высмеивал тех, кто ей занимался, поскольку весь образ жизни атлета полностью противоположен образу жизни воина.
В Риме, который атлетики изначально не знал, соревновательная сторона тоже ставилась очень высоко. Воин считался носителем римской доблести, ему полагалось стремиться к схватке с врагом и победе над ним. Римляне культивировали поединок и воспитывали молодежь не на примерах счтойкости марафонских бойцов или спартанцев в Фермопильском проходе, а на примерах Горациев против Куриациев и славе Сципиона Младшего, который лично выходил на поединки с варварскими вождями.
У греков римляне заимствовали очень многое, в том числе в военной сфере. Римляне - прагматики.
Но после заимствования атлетических выступлений никакого включения ее в подготовку воинов не было. Утратилась даже религиозная составляющая агонистики - остался только шоу-бизнес с большими деньгами, показательным выступлениями атлетов-звезд и организованными клубами больльщиков - зеленых, белых. красных и синих.
Учиться у атлета отдельным техническим приемам и методикам было можно, ориентироваться на него как на образец - нельзя. Не те цели и средства у этих людей.
А в наше время ничего нового не происходит. Только разложение произошло быстрее
С уважением