Просьба назвать эту границу здесь прозвучала уже трижды, а ответа так и нет. Странно все это. Ну что ж обратимся к Сойеру (заметим сразу, что по Руси Сойер явно не специалист, и тема Руси у него затронута весьма поверхностно в очень конспективном виде). Итак, по Сойеру:
"Южнее, в Гнездово под Смоленском находится большое кладбище, о котором заявляют, что оно принадлежало шведской колонии, но лишь немногие его могилы можно отчетливо отождествить с захоронениями скандинавов30. Сведения, предоставляемые этим кладбищем, производят практически то же самое впечатление, что и литературные источники, касающиеся Киева; а именно, что в конце девятого и начале десятого века над этими сообществами господствовали скандинавские воины, но этот правящий класс, который никогда не был слишком многочисленным, скоро подвергся славянизации, хотя по-прежнему назывался Rus. Первые киевские князья носили, бесспорно, скандинавские имена, такие как Олег (Helgi) и Игорь (Ingvar), но в 942 г. представитель правящей династии впервые был наречен славянским именем Святослав."
Вроде получается, что судьбоносная граница - рождение Святослава, 942 год. Но отчего вдруг в шведской семье (прошу прощения за каламбур) родился славянский мальчик не разъясняется.
Но с другой стороны, автор говрит о неких киевских русах до прихода скандинавов Хельги и Ингвара:
"При своих скандинавских или русских правителях Киев мало соприкасался с балтийским регионом.31 Военачальники жили за счет сбора и продажи дани. Их связи с Византией хорошо засвидетельствованы, и, может быть, были преувеличены, так как, судя по свидетельствам нумизматики, киевские русы, подобно скандинавам, выручали большую часть своего серебра у мусульманских купцов в Булгарии, хотя, возможно, они также торговали и в Хазарии32. Для мусульман русами были и киевляне, и скандинавы, деятельность их не разграничивалась, и, по правде говоря, большинство упоминаний в мусульманских произведениях письменности, вероятно, относится именно к моментально ассимилировавшимся скандинавам с берегов Днепра33."
Понять очень трудно, но отождествить русов 9-го века (а именно с этого века мусульманские источники говорят о русах) и скандинавов автор явно не решается. К тому же смущает пассаж о "моментальной ассимиляции" - так все-таки существовало на Руси скандинавское общество в течение полутора-двух столетий, или происходила МОМЕНТАЛЬНАЯ ассимиляция (что это такое, кстати?)прибывших скандинавов? Как-то слишком много противоречий, для того чтобы эта конструкция выглядела убедительно.