|
От
|
А.Никольский
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
07.04.2009 16:08:20
|
|
Рубрики
|
ВВС;
|
|
Интервью гендиректора НПО "Сатурна" о кризисе в ВПК
Интервью с Генеральным директором НПО «Сатурн» Юрием Ласточкиным.
Опубликовано в последнем номере корпоративной газеты «Сатурн» (№1-2 2009 года),
«НАША ЗАДАЧА — СОХРАНИТЬ КОМПАНИЮ,
ВЫПОЛНИВ СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД ЗАКАЗЧИКАМИ»
"Сатурн" в условиях экономического кризиса. Каков план действий у менеджмента, чего нам ждать, на чем сконцентрироваться, что поможет в кризис? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор Юрий Васильевич Ласточкин
- Юрий Васильевич, какое влияние оказывает и окажет в будущем кризис на работу НПО "Сатурн"?
- Мы в серьезной степени ощутили на себе этот кризис. Приходя на работу, мы с утра до вечера занимаемся собственно антикризисными мероприятиями, по сути речь идет об антикризисном управлении. В чем проявляется кризис? Во-первых, принципиально изменилась ситуация на рынке капитала. Фактически исчезла возможность нормального кредитования. Резко выросла цена заемных денег, изменились условия их получения. Во-вторых, очень серьезно сжимается рынок, в том числе внутренний, сейчас все предприятия авиационной отрасли - наши заказчики - оказались в сложной ситуации. В-третьих, ухудшились условия, на которых мы получаем металл, комплектующие, топливо, подряды. Существенное влияние оказывает ухудшение финансового состояния наших партнеров: поставщиков, подрядчиков, заказчиков. Из-за резкого повышения курса валют стоимость оборудования выросла практически на 50 процентов. Это исключает возможность серьезных инвестиций в оборудование, сегодня каждый станок на вес золота. Также заметно дорожает тот инструмент, который мы покупаем для работы оборудования. Резко вырастает стоимость охлаждающей жидкости, масла, на которых работают станки, комплектующих. Все это в целом значительно осложняет работу предприятия.
- Какие антикризисные меры принимаются на предприятии, каковы основные приоритеты и задачи НПО "Сатурн" в условиях кризиса?
- Основной приоритет остается неизменным - это выполнене взятых на себя обязательств перед заказчиками. Только так мы можем сохранить компанию, именно сохранить, потому что речь идет о том, что в результате кризиса прекратят свое существование очень много организаций, предприятий и бизнесов в России. Это касается не только больших компаний, но и малых, средних. В этих условиях, еще раз подчеркну, наша задача - сохранить компанию и выполнить свои обязательства перед заказчиками. Что для этого нужно? Для этого нужно очень серьезно отнестись к взятым обязательствам, нужно выполнять их любой ценой. У нас с вами есть самое главное, чего нет у многих других в кризис. У нас с вами пока еще есть платежеспособный спрос.
Мы должны очень серьезно изменить отношение к издержкам. Мы должны изменить свое отношение к работе, принципиально изменить, понимая, что сегодня, если мы не выполняем свои обязательства, то не получаем деньги. У нас нет иных возможностей получения денег, кроме как от заказчиков. Сегодня исключена возможность получения кредитов, каких-либо инвестиций и т.д. и т.п. Только деньги заказчиков. Поставили продукцию заказчику - получили зарплату, заплатили налоги, закрыли вопросы по МТС. Все очень просто: есть результат - есть деньги. Нет результата - нет денег.
- Какова, с Вашей точки зрения, природа данного экономического кризиса, в чем специфика его проявления в России?
- О природе кризиса сегодня говорится очень много. Это мировой кризис, эпицентр которого находится в США. Произошла подмена реальной экономики квазиэкономикой, вызванная желанием США жить не по средствам, с огромным кредитованием, массой производных финансовых инструментов и т.д. и т.п.
В России будет крайне тяжелая форма проявления кризиса, связанная с особенностями функционирования нашей экономики. Российская экономика маленькая и слабо интегрирована в мировой рынок, она крайне неустойчива. Экономика находится практически на грани исчерпания своего технологического запаса, так как она длительное время не модернизировалась, не происходило развития ее инфраструктуры, материальной базы. Помимо этого, очень низкий уровень конкурентоспособности людей, которые работают в российской экономике. Поэтому кризис у нас будет в крайне жестких формах. Думаю, будет серьезное обнищание населения, падение покупательной способности национальной валюты, криминализация общества...
- Надолго кризис, что будет дальше?
- Кризис надолго, два года минимум. Что будет дальше? Дальше будет еще "веселее" и нужно готовиться к худшему. Нужно не обманывая себя смотреть на вещи и готовиться к очень сложным временам. Нужно всем готовиться, абсолютно всем. Я думаю, что нет людей, которых этот кризис не затронет. Если кто-то думает, что его кризис не затронет, он глубоко ошибается. Нет ни одного человека, которого он не коснется.
- Какая модель поведения конкретного человека в условиях кризиса является, на Ваш взгляд, наиболее правильной и эффективной?
- Нужно держаться за любую работу, независимо от того, где человек работает, потому то мы находимся в условиях сжимающегося рынка, в условиях повышения требований к специалистам, в условиях резкого повышения конкуренции на рынке труда. Нужно задумываться, что я сделал, чтобы работать лучше, чтобы меня ценили, уважали, платили больше. Нужно стараться больше зарабатывать вопреки кризису. Как это сделать? Или повышать разряд, или брать сверхурочные, или делать карьеру вопреки всему. У каждого свой рецепт. Но любой человек должен стремиться заработать больше для себя и для своей семьи, чтобы быть готовым к более тяжелым временам, которые, увы, еще не наступили.
Нужно переходить к коллективной ответственности за результаты труда. Если я что-то сделал, а мой коллега не сделал, то в результате не сделан конкретный заказ и за это придется отвечать всем вместе, вместе нести потери. Сейчас нужно просто изменить свое поведение в сторону коллективной ответственности, коллективных действий. Я говорю совершенно очевидные вещи, но других рецептов, кроме улучшения своего отношения к работе, повышения ответственности, улучшения качества работы, не существует. Требования сегодня вырастают: заказчик не готов отдавать деньги за некачественную продукцию, за некачественный товар. И здесь у нас есть очень серьезные резервы и есть проблемы, которые мы сейчас должны коллективно решать.
- Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет выйти из кризиса с минимальными потерями?
- В любое время будет цениться квалификация человека, и человек должен заниматься своей квалификацией: он должен постоянно учиться, должен совершенствоваться, должен узнавать что-то новое. Требования к людям резко вырастут, и нужно четко, ясно понимать, что начинает проявляться социальный дарвинизм. В этих условиях наша с вами задача — сохранить ядро компании. Кто эти люди? Это конструкторы, технологи, квалифицированные рабочие, это те, кто делает своими руками и головой продукт. Мы, естественно, будем резко сокращать надстройку. Сегодня мы предлагаем людям переучиваться с той категории специальностей, которые не очень нужны, на ту категорию, которая крайне важна и нужна. Мы будем увеличивать сменность работы оборудования: нужно будет очень много технологов, много квалифицированных рабочих, — но нам будет нужно меньше тех людей, которые составляют надстройку - экономистов, бухгалтеров, людей, занимающиеся маркетингом. В этих сферах к людям будут предъявляться более высокие требования. Также вырастут требования и к управленцам. Вот тренды, которые существуют.
- Есть ли какие-то плюсы, положительные стороны у кризиса?
- Конечно, есть положительные стороны, но отрицательных сторон больше. Я думаю, что начинает действовать механизм очищения кризисом общества. За последние годы в обществе произошло слишком много деформаций. В первую очередь в области морали: истинные ценности в обществе подверглись очень серьезной деформации.
Следующий момент: мы, не являясь частью западного общества, хотели сделать прыжок в него. Но это невозможно. Это невозможно, потому что у нас сейчас экономика не западная, у нее совершенно другой уровень производительности и конкурентоспособности. Нам хотелось жить, как живет индустриальное или даже как постиндустриальное общество, а у нас сегодня на повестке дня стоит вопрос о реиндустриализации страны. И пока мы это не пройдем, думать о постиндустриальной жизни невозможно. Кризис возвращает общество к реальности. Положительное в кризисе заключается в том, что истинные вещи в момент кризиса будут видны, будет проявлено, кто чего стоит. Насколько люди сильны, насколько они компетентны, насколько они преданы той или иной идее, той или иной компании, своему делу. Многие сегодня не выдерживают, у многих просто сдают нервы, в том числе и у управленцев, они начинают себя вести неадекватно. Людям хочется отвлечься от этого, просто спрятаться, но вряд ли существуют такие тихие гавани, где можно переждать этот кризис. Наша задача - каждый день ходить на работу и решать проблемы, которые стоят перед нами, потому что за нами стоят судьба завода, своя судьба, судьбы наших семей. Мы не можем сказать, что будет дальше, но мы должны четко и ясно сказать, что мы выстоим и пройдем через кризис. При этом мы обновим компанию, сделаем ее намного более эффективной. И у нас есть шанс. Мы должны в этот кризис очень многое понять, и мы должны узнать очень многое.
При этом мы уже очень немало сделали, у нас достаточно предпосылок, чтобы выйти из кризиса. Мы сделали новые двигатели, вывели их практически на этап сертификации, на этап начала серийного производства. У "Сатурна" есть свет в конце туннеля. Это главное. Сегодня сверхсложная ситуация в стране, в отрасли. Очень резко меняется ситуация в социальной сфере. В этих условиях человек должен прислушиваться и к телевидению, к СМИ, и к соседям, но он должен попытаться сам разобраться во всем и сделать правильные шаги. За каждого индивидуума никто ничего не придумывает, в кризисе он должен научиться действовать самостоятельно, не поддаваться панике, не терять веру, ориентиров. Он должен в себе разобраться, и он должен нести ответственность за себя, свою семью. В кризис степень ответственности каждого человека резко вырастает. Вот особенность кризиса. Но могу сказать, что будет очень непросто. И нам придется проходить через такие сложности, о которых мы сегодня даже не догадываемся.
Нам нужно очень напряженно работать. И, естественно, в тех условиях, в которых мы находимся, это будет даваться нелегко. У нас есть созданные продукты, испытанные двигатели, нужно их просто качественно делать и делать много. Делать столько, сколько нужно заказчику, и не уходить с работы до тех пор, пока не выполнена дневная норма, недельная норма, декадная, месячная норма. Только выполнение взятых на себя обязательств в срок — каждым подразделением, каждым цехом, каждым участком, бригадой, станочником —может принести результат.