|
От
|
СанитарЖеня
|
|
К
|
Бульдог
|
|
Дата
|
13.04.2009 11:29:49
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Многократное наслоение художественных образов.
>Добрый день.
>Навеяно бульбами, гопакиадой и вообще всем современным цирком, который лет двадцать вокруг казачества крутится.
>Собственно тема такая - казаки IMHO это иррегулярная конница, в лучшем раскладе просто легкая кавалерия. Параллельно с ними в России существовали как иррегуляры (всякией башкироногайцы) так и вполне нормальная кавалерия (от рейтаров до кавалергадов в разные времена)
>Тогда почему именно казаки служат символом и эдаким вундерваффелем Российской кавалерии а то и армии?
0. Казаки, как "символ свободной жизни". Гоголевский Бульба или толстовские. Реальности это соответствовало мало, но было поэтично. Поэтому много литературных образов. Регулярная кавалерия - это скучно. Муштра и хозработы. Хотя гусар или кавалергардов время от времени возносили.
1. Казаки, как элемент французской контрпропаганды. На вопрос, почему русские побили французов, если французы были круче всех в Европе, и их было больше, отвечалось: "Да, но у русских были казаки!"
2. Азиатская конница на эту роль не годилась: с разнообразной туземной кавалерией европейцы имели дело, и чего она стоит - знали. А cossaks воспринимались, как чудесное совмещение достоинств регулярных европейцев (которые - действия в строю и т.п. - были на то время разве что у лейб-казаков) и достоинств "природной конницы" (массовость, воинственность и дешевизна).
3. У казаков обучение было направленно больше на индивидуальную подготовку, нежели на строевую. Так что эффектные фокусы джигитовки впечатляли.
4. Позже (при Ванновском) кавалерия получила скучную драгунскую форму ("вагоновожатые"), а у казаков сохранилась историческая. Что создало флёр "лихости".
5. По мере потери военного значения иррегулярной конницы увеличивалось её полицейское значение. Соответственно, особое место в революции, особое отношение, и сперва антиказачьи настроения и отрицательные казачьи образы в литературе (но это тоже восхищение - как опасным врагом), а потом, с середины 30-х, восстановления "военного статуса" казаков. В любом случае подчёркивались военные качества - сперва как врагов, победа над которыми почётна, затем, как важной военной силы.
6. Фольклористика и т.п. Никаких "реконструкторов кирасир" по крайней мере до конца 80-х не было, да и позже это забава для немногочисленных, а казачья символика поддерживалась настйчиво и массово.
7. В 90-х появилась мощная господдержка именно в качестве "полицейской силы", лояльной нынешнему правительству и лично Ельцину, в отличие от "сомнительной" армии. Соответственно, "управление казачьих войск", чины и т.п.