|
От
|
Роман Храпачевский
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
15.04.2009 00:42:05
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Ибн Русте о славянах и русах. Найдите 10 совпадений/различий
Специально выкладываю весь текст Ибн Русте о славянских землях и Руси, как он есть в его книге (эти разделы следуют друг за другом), чтобы все смогли сами оценить "похожесть" славян и русов на начало 10 в., к которому относятся сведения Ибн Русте:
"Славянская земля
1. От земли Печенегов до земли Славян 10 дней пути. В ближних краях земли Славянской находится город по имени Ва-т (Ва-и-). Путь туда идет по степям, по местам бездорожным, через ручьи и леса дремучие. Земля Славян есть равнина лесистая, в лесах они и живут.
2. Славяне не имеют ни виноградников, ни пашень. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и мед. Называется это у них улищдж, и из одного бочонка добывается до 10 кувшинов меду. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец.
3. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать или больше меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся.
4. И если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамейку и конец (веревки) завязывает вокруг своей шеи. После того как она так сделает, скамью убирают из-под нее, и она остается повисшей, пока не задохнется и не умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сгорает.
5. И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии».
6. Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиной в два локтя, лютня же восьмиструнная. Их хмельной напиток из меда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему богом. Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого, кроме упомянутого человека. Орудие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют.
7. Глава их зовется супанеч [т.е. жупан]. Ему они повинуются и от приказаний его не отступают. Местопребывание его находится в середине земли Славян. И упомянутый глава, которого они называют «главой глав», зовется у них свт-малик, и он выше супанеча, а супанеч является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет другой пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Джарваб, и в этом городе ежемесячно в течение трех дней проводится торг, покупают и продают.
8. В земле Слявян холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются до весны.
9. Царь их ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в своей стране вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений.
Русь
1. Что же касается до Руси (ар-Русийя), то, она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (Руссы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги.
2. Русь имеет царя, который зовется Хакан-рус. Они нападают на Славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булгар и там продают. Пашень Русь не имеет, а питается лишь тем, что добывает в земле Славян.
3. Когда у кого из Руси родится сын, то отец (новорожденного) берет обнаженный меч, кладет его перед дитятею и говорит: «Не оставлю в наследство тебе никакого имущества, будешь иметь только то, что приобретешь себе этим мечом».
4. Русь не имеет ни недвижимого имущества, ни деревень, ни пашень; единственный их промысел – торговля соболями, белками и другими мехами, которые и продают они желающим; плату же, получаемую деньгами, завязывают накрепко в пояса свои.
5. Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты. С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют (ими). Городов у них большое число, и живут в довольстве.
6. Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. Если же кто из них обидит или притеснит чужеземца, то помогают и защищают последнего.
7. Мечи у них сулеймановы. Когда просит о помощи каторый либо из их родов, выступают в поле все и не разделяются на отдельные отряды, а борются со врагом сомкнутым строем, пока не победят его.
8. И если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которым (они) и препираются. Когда же царь произнес приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием (мечами), и чей из мечей острее, тот и побеждает. На этот поединок родственники (обеих сторон) приходят вооруженные и становятся. Затем соперники вступают в бой, и кто одолеет противника, выигрывает дело.
9. Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем, как будто бы они их (русов) начальники. Случается, что они приказывают принести жертву творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, лошадьми. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак невозможно. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока опа не задохнется, и говорит, что это жертва богу.
10. Русь мужественны и храбры. Когда они нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его всего. Женщинами побежденных сами пользуются, а мужчин обращают в рабство. Ростом они высоки, красивы собою и смелы в нападениях. Но смелости этой на коне нe обнаруживают: все свои набеги и походы производят они на кораблях.
11. (Русы) носят широкие шаровары, на каждые из которых идет сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают.
12. Никто из них не испражняется наедине: трое из товарищей сопровождают его непременно и оберегают. Все постоянно носят при себе мечи, потому что мало доверяют они друг другу, и что коварство между ними дело обыкновенное: если кому удастся приобрести хотя малое имущество, то ужь родной брат или товарищ тотчас же начинают завидовать и домогаться, как бы убить его или ограбить.
13. Когда умирает у них кто-либо из знатных, то выкапывают ему могилу в виде большого дома, кладут его туда, и вместе с ним кладут в ту же могилу как одежду его, так и золотые браслеты, которые он носил; далее опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живою и любимую жену покойника. Затем отверстие могилы закладывается, и жена умирает в заключении."
http://rutenica.narod.ru/
- Кстати, почему никто не хочет замечать, что славяне у Ибн-Русте подчиняются... - И. Кошкин 15.04.2009 16:37:47 (348, 77 b)
- Re: Ибн Русте... - Сибиряк 15.04.2009 13:43:05 (329, 1858 b)
- Про шаровары - Random 15.04.2009 12:39:57 (370, 253 b)
- О чём тут спорить - человек даже про баню не понял (+) - Роман Алымов 15.04.2009 11:20:33 (605, 696 b)
- Краткий сравнительный анализ этнографических сведений Ибн Русте - Роман Храпачевский 15.04.2009 01:16:45 (724, 1580 b)
- Такое впечатление, что... - Presscenter 15.04.2009 01:05:52 (794, 413 b)
- Ре: Ибн Русте... - АМ 15.04.2009 01:01:15 (685, 68 b)