От Деметрий Б. Ответить на сообщение
К All
Дата 07.05.2009 18:27:47 Найти в дереве
Рубрики 1917-1939; Версия для печати

французские 13,2-мм ЗСУ на автомобильном шасии (1936 г.)

Таки дошли руки доперевести.

Пьер-Франсуа Ожа
ВВС: новые машины для защиты аэростатов

В межвоенный период увидели свет несколько программ, предусматривавших установку средств ПВО на вездеходные шасси. Рассмотрим наиболее малоизвестную из них, датируемую 1936 годом.
Впрочем, прежде чем вплотную заняться темой, необходимо сделать ретроспективный обзор, чтобы избежать недопонимания в связи с и так запутанным вопросом.
К концу 1930-х, армия проводила эксперименты с машинами, вооруженными для защиты автоколонн от атак низколетящих самолетов (т.е. ниже 1500 метров – прим. авт.). Некоторые из них являлись машинами чисто ПВО, поскольку их вооружение занимало все доступное пространство на борту.
Таких машин было две, и они несли 13,2-мм пулеметами Гочкис. Это:
- Берлие VPR 2 с шестью приводными колесами и одноствольным пулеметом на трехстанинном лафете R 1 (ей предшествовала машина VPR со спаренным пулеметом, реализованная в 1928 году в виде полноразмерного макета. Берлие VPR 2 тоже должна была нести спарку, однако этот вариант известен нам сейчас лишь в виде фотомонтажа. – прим.авт.);
- Полугусеничник Ситроен-Кегрес Р 14 со спаркой на тумбовом лафете.
За этими испытаниями в 1932 году последовали испытания в частях армии четырех машин того же происхождения:
- двух Ситроен-Кегрес того же типа и вооружения, что и в 1930 году;
- двух Берлие VPH с шестью приводными колесами и спаркой на "каркасном" тумбовом лафете, позволявшем выставление вооружения на горизонталь.
Эта программа не имела продолжения в серийном производстве (согласно данным, приведенным при обсуждении данной статьи на форуме atf40, сухопутные войска сочли пулеметы пехотных калибров недостаточно мощными для возлагаемых на них задач и переключились на колесные 25-мм ЗУ – прим.перев.).
Похожий на эти машины в принципе – но более современный по технике – шестиколесный грузовик Лорен-28 с зенитной установкой, уже фигурировавший на страницах нашего журнала, отвечал совсем другим потребностям. Уцелело немного информации об этой машине, ее конкуренте Сомюа MCG и программе, которой эти двое были обязаны своим появлением. Вот то, что нам известно.

Подхват аэростатами.
В 1932 году министерство авиации (образовано 7 декабря 1928, объединив под своей эгидой воздухоплавательные службы, ранее существовавшие при министерстве обороны, морском министерстве, министерстве колоний и торговли – прим.авт.) решило обновить парк аэростатов. Модернизация должна была касаться как воздухоплавательных средств, так и вспомогательной техники, поскольку в этой области новой техники не поступало со времен Великой войны.
В ходе подъема на позицию защита аэростатов наблюдения от воздушных атак по-прежнему осуществлялась 8-мм пулеметами Гочкис обр. 1914. Эти пулеметы, устанавливавшиеся на грузовики, имели ограниченный сектор обстрела и, кроме того, могли вести огонь с земли. В этом случае они вели огонь с трехногих лафетов, известных как «лафет системы Жана на сошках типа 105», обеспечивавших круговой обстрел.
При этом для того, чтобы установить оружие на позиции, недоступной для дорожных грузовиков, его приходилось нести на руках, что вело к потерям времени и сил. Тем более, что в частях должен был появиться специализированный 13,2-мм пулемет Гочкис, более мощный, но и гораздо более тяжелый.
Логическим решением было принятие этого пулемета на вооружение и его установка на специализированный вездеход. Чтобы составить обоснованное мнение, авиаторы приняли участие в испытаниях в армейских частях вышеуказанных машин, предназначенных для защиты автоколонн. Их выводы были позитивными: авиаторы убедились в том, что подобные машины представляют интерес для их специфической задачи, пускай Минобороны и отвергло эти машины по ряду причин.

1935: ВВС интересуются шасси
В результате, ВВС решили в конце 1932 года закупить 23 13,2-мм спаренных пулемета Гочкис на тумбовом лафете, т.н. «юбке», типа R 4. Принято использование стабилизирующих домкратов на машине, а не на лафете. Поставка не могла быть осуществлена раньше 1935 г, так что лишь тогда ВВС (официально рожденные согласно закону от 2 июля 1934 г, последовавшему за декретом от 1 апреля 1933 г. До этого военно-воздушные силы составляли 12-е управление Минобороны, хоть и уже являлись фактически независимыми – прим.авт.) смогли заняться подборкой машины-носителя.
На конкурс были выставлены две машины. Одна была создана на базе шестиколесного шасси Лорен-28, а другая – на полугусеничнике Сомюа MCG (MCG 4 или MCG 5, источники расходятся по этому вопросу). В обоих случаях спарка установлена на лафете R 4 и смонтирована в центре боевой платформы сзади машины.
Технические испытания проводились в Тулоне, в филиале Буржского испытательного центра, специализировавшемся на средствах ПВО. К испытателям на постоянной основе был прикреплен офицер-авиатор. Машина Сомюа прибыла 12 апреля 1936 г., а Лорен – 26 мая. Обе были новой постройки. Испытания проводились в июне и дали по обеим машинам положительные результаты с некоторыми нюансами.

Положительные моменты
В рамках программы испытаний, утвержденной 24 марта 1936 г, выделялось пять пунктов. Вот то, что можно прочитать в итоговом докладе от 3 августа 1936 г. Тулонской комиссии по техническим испытаниям.
1 – Устойчивость и стабильности при ведении огня.
«Хорошая для обеих машин, и практически превосходна без использования домкратов» (которые имели двойную функцию: обеспечение горизонтальности платформы и устойчивости машины на поверхности).
2 – Точность огня.
«Легкое превосходство Сомюа». В частности, «огонь, ведущийся без вывески на домкраты, с машины на тормозах и со включенной первой передачей, был так же эффективен, как и с домкратов».
3 – Скорость развертывания в боевое положение
«Легкое превосходство Сомюа, время развертывания машины Лорен было большим из-за необходимости подкладывать плашки под домкраты» (оказавшиеся недостаточно длинными).
Записка уточняет, что «для обеих машин минимальное время развертывания в 7 минут – слишком длинное», особенно с учетом необходимости добавить 1 минуту и 35 секунд на выверку горизонтали, прицела и подачу двух обойм.
Было предложено простое решение: установить спарку на оригинальный трехногий лафет – типа R 3b, принятого в 1930 г. для ПВО – позволяющий установить горизонталь за одну минуту без использования домкратов, которые оказались бесполезными.
4 – Легкость обслуживания
«Ведение огня в боевом положении одинаково легко на обеих машинах. Мертвые углы в переднем секторе пренебрежимы».
С другой стороны, «на ходу Сомюа лучше, чем Лорен, поскольку обеспечивает ведение огня по всем азимутам без откидывания бортовых сидений». Фактически, не откинутые сидения не мешали самой спарке вращаться на 360 градусов. Однако, как отметила комиссия, условия ведения огня при этом являлись акробатическими, поскольку всему расчету установки, за исключением наводчика, пришлось бы выпрыгивать из машины из-за недостатка места.
5 – Ходовые испытания (проведенные на дороге и …)
«Хорошо пройдены обеими машинами. … На ровной местности Лорен идет быстрее, чем Сомюа, в то время как последний более легко преодолевает подъемы». Что касается скользкой поверхности, комиссия предположила, что гусеница окажется эффективней колеса, но не смогла это проверить ввиду отсутствия соответствующей местности.
В выводах комиссия по испытаниям «предполагает, что представленные машины способны дать потребный результат в случае ликвидации домкратов, которые могут быть убраны при условии установки лафета, позволяющего обеспечивать вертикальность оси горизонтального вращения спарки.»
С другой стороны, «если использование домкратов будет сочтено необходимым, при настоящем состоянии машин следует избрать только Сомюа; домкраты машины Лорен подлежат доработке».

Подвешенные вопросы
Продолжение истории загадочно и оставляет неотвеченными некоторые вопросы:
- был ли заказ 13,2-мм спарок обр. 1930 в интересах ВВС ограничен первоначальной цифрой в 23 единицы?
- подвергались ли машины доработке и дали ли они рождение (небольшой) серии?
То, что известно точно, укладывается в четыре пункта:
- с 1936 г. машина Сомюа несет военный регистрационный номер, что доказывает факт ее покупки;
- машина Лорен также определенно была куплена, поскольку проходила испытания в действующих частях, в частности, в рамках альпийских маневров 7-й стрелковой полубригады в августе 1936 г.;
- пулеметы 13,2 мм вошли в состав воздухоплавательных частей при мобилизации в 1939 г. Они обозначались как «сверх штата». То есть, они шли в дополнение к шести пулеметам Гочкис обр. 1914 и трем ручным пулеметам обр. 1924-29, приданных каждому аэростату наблюдения для обороны (согласно распоряжению министерства № 660 – IMRS/EMAA от 6 августа 1937 г. – прим. авт.);
- кроме того, письмо министерства в сентябре 1939 г. (№ 562-4 МАТ-ТЕСН / EMG от 29 сентября 1939 г. – прим. авт.) уточняет, что аэростатные отряды, сформированные на аэростатной базе Тулуза-Периньон (153-й батальон ВВС), оснащены 13,2-мм пулеметами на вседорожных машинах (слово машины использовано во множественном числе).
Идет ли речь о двух прототипах 1936 года или об очень небольшой серии, заказанной по итогам испытаний? По сей день это остается загадкой.

Сравнительное описание машин

Мотор Лорен-28
Рядный 4 цилиндра
55 л.с. на 2000 об/мин Сомюа MCG 4
Рядный 4 цилиндра
60 л.с. на 2000 об/мин
Ходовая 2 передних поворотных колеса
4 задних приводных колеса (с обычной камерой)
2 колеса для преодоления препятствий (со сдвоенными пневматиками) 2 передних поворотных колеса с неспускаемыми шинами
2 задние приводные гусеницы
1 каток для преодоления препятствий
Платформа Размеры со скамейками разложенными вплоть до патронных ящиков
Длина: 3,00 м
Ширина: 2,90 м
Высота: 1,32 м над землей Размеры с разложенными сидениями (включая водительское)
Длина: 3, 17 м
Ширина: 3,33 м
Высота: 1,06 м над землей.