>мы конечно уступали Европе, но не безнадежно отставали.
Безнадежное отставание в количественных параметрах производства появилось, по историческим меркам, почти моментально. Для этого хватило нескольких десятилетий в начале 19 века, в течении которых производство, например, чугуна ежегодно увеличивалось в России на 0,8% по сравнению с 1800г., а в Англии - ежегодно на 50%. В результате чего соотношение быстро изменилось в десятки раз: если в начале века Россия выпускала больше чугуна чем Англия, то к середине - меньше в 14 раз. (цифирь из свечинской "Эволюции...")
>И хоть у нас и был во время Крымской войны последний парусный флот, но пароходы тоже имелись.
Но при этом никто в руководстве империи даже представить не мог, что паровой флот союзников способен сначала сосредоточить на краю европы войско в 100 тыс., а потом бесперебойно снабжать его в течении года. А руководство союзников - эти возможности представляло, и на такую операцию решительно пошло. Наша отсталость - она в этом проявилась как бы не сильнее, чем в недостатке пароходов как таковом.
>А не построили больше, потому что мощностей промышленности не хватало, все на строительство железной дороги ушло.
Какой именно, из Петербурга в Царское? :)
Проблема была именно в отсутсвии железной дороги, а не в том, что она поглощала нужные для пароходов "мощности".
Для нас вообще ж/д много важнее пароходов.