Согласен, но тогда были приняты меры к развитию собственной промышленности
Привет!
При постройке первых железных дорог очень много везли всего из Англии, Бельгии, Германии. Рельсы, паровозы, вагоны. Свой завод, способный что-то такое построить был практически единственный - Александровский, но его мощностей мягко говоря не хватало. Да и тот завод всё сдавали в наём то американцам, то ещё кому-то, то опять американцам. ПМСМ наше правительство в середине 19 века вообще плохо понимало, а как её, эту промышленность развивать? Не проще ли было всё купить? Стуация очень знакомая, не правда ли? Но у кого-то в конце 1870-х годов всё-же возникла здравая идея - стратегические ж.д. выкупить в казну, Александровский завод тоже, и запретить нахождение на руководящих постах стратегических государственных предприятий иностранных граждан. И следующий шаг - способствовать производству всех изделий, потребных для строительства и эксплуатации ж.д. ТОЛЬКО на отечественных заводах (соответствующий пункт был включён в договора поставки). Пошлинами стали обкладывать ввозимые материалы, паровозы, вагоны из-за границы (до этого везли безпошлинно), а позже стали штрафовать за применение иностранных материалов в размере стоимости производства таких материалов на отечественных заводах (во всяком случае в договорах такой пункт тоже включали). И что-же? К началу 1900-х годов у нас появились мощные заводы тяжёлого и среднего машиностроения, способные производить всё в достаточном количестве и с хорошим качеством. Некоторые иностранцы тоже соблазнились перспективами в России и организовали либо перенесли сюда своё производство. Например завод немца Гартмана в Луганске, вагоностроительный завод в Твери (учредители французы), Коломенский завод братьев Струве (немцев), которые со своей исторической родины ещё привезли спецов. ПМСМ к ПМВ наша промышленность по всем параметрам была на мировом уровне, т.е. отставания уже никакого не было.