Привет!
Вроде всё тут рассказали, добавлю, что большое количество металлических шпал попало к нам из Германии в качестве трофеев, и кое-где на подъездных путях ещё лет 10 назад попадались, но я не запомнил, как осуществлялась их переделка под нашу колею.
Бетонные шпалы в России стали применять примерно с 1912г., опыты производились на частной РУ жд. Их и сейчас можно ещё увидеть (но не в путях) кое-где.
Слышал я рассказ одного пенсионера о том, что в 50-х годах на Московско-Рязанской ж.д. он менял шпалы. В пути попадались дубовые шпалы с царскими клеймами.
Витте же писал под впечатлением от крушения царского поезда. Там первым был прицеплен грузовой трёхосный паровоз, который на большой скорости имел большое продольное виляние. И в итоге по этой причине он расшил путь и зарылся в насыпь. Соответственно Витте озадачился поиском новых решений для устройства более крепкого скрепления рельсов и шпал.