Решил вот пересмотреть все фильмы по нашей допетровской истории, благо сейчас для этого не надо даже задницу от дивана отрывать. К вчерашней годовщине казни Разина впервые в жизни посмотрел одноимённый кинофильм 1939 года.
В отличие от всех других искусств кинематограф всё ещё в большом долгу перед народным героем. Писатели - одних только романов 3 штуки; художники - и Суриков, и Кустодиев; в музыке - Шостакович кантату надыбал на поэму Евтушенко. Фольклора и псевдофольклора - не счесть.
Самый первый российский кинофильм - про Разина. 10-минутную "Понизовую вольницу" смотреть, естественно, можно только из исследовательских побуждений - на Ютубе, скажем. Но странно было бы предъявлять претензии к ботику российского кино.
А от фильма 39-го года ожидания совсем другие. Параллельно снимались Александр Невский, Минин и Пожарский. Актёры задействованы лучшие из лучших. Андрей Абрикосов (Разин) - первый Григорий Мелехов, Гаврила Олексич у Эйзенштейна, будущий "гадский папа" в Свадьбе в Малиновке. Перечисляю роли, чтобы указать диапазон возможностей. Жарова и Мартинсона вовсе представлять не надо. Денег на декорации явно не жалели, Москву как будто по эскизам Аполлинария Васнецова в павильоне отстроили. Военным консультантом выступил тот же комбриг Калмыков, что и в Александре Невском. Похоже, бюджеты фильмов были одинаковы у всех.
Получился такой ужас, что даже непонятно как. При появлении Жарова в кадре тут же вспоминается характеристика лучшего друга всех кинолюбителей: "Товарищ Жаров - хороший артист. Как его не загримируй - всё равно видно, что это Жаров." То ли Семибаб, то ли Анискин. Заметим, что в роли Малюты у Эйзенштейна он совсем другой - жуткий, а не придурковатый. Саблей, очевидно, никто из актёров не владеет, а режиссёры с операторами полагают, что это совсем не имеет значения, и не пытаются это дело скрыть. Народные артисты подолгу "стражаются" как пятилетние дети.
Большой эпизод боя под Симбирском (с пушечной пальбой и кавалерийскими атаками) запомнился только смешным Барятинским ("У-у-у, палёна мышь!"), бестолковым мельтешением конников в кадре, и Жаровым, отстреливающимся из пистоля от наступающих шеренгой стрельцов.
Бортко, на мой вкус, перебрал с натурализмом в ТБ, но так поставить самую знаменитую казнь в истории России - это по ту сторону добра и зла.
По замыслу, видимо, должна была получиться народная оптимистическая трагедия. Не шмогла. А сейчас, любопытно, получилось бы? Трудность в том, что бандит стал народным героем, брендом России и надо снимать как-то с учётом этого обстоятельства. Можно было бы попытаться снять эпическое полотно. :)) В духе Озерова, только про Тишайшего. Персонаж очень колоритный, своего рода декадент на троне, любил иконопись и богословие, зрелища и Аввакума. В общем, про Россию, которую мы потеряли в конце XVII века. И про Польшу, и про Разина, и про Соловки, и про Никона, и про раскольничьи гари.