>>1. Николай Первый был едва ли не единственным руководителем России с инженерным образованием (ну, вторым можно Л.И.Брежнева посчитать). И, кстати, всерьёз занимался развитием техники.
>
>И что именно он развил, как инженер?
>>2. Ну да. В известном смысле застой. Период тихого экономического развития. Без великих триумфов и провалов.
>
>Тогда как Европа и Америка в это время шагала семимильными шагами. У нас - тихое развитие? Отчего?
Денег.нет
А нет их оттого, что очень уж за 1812 поиздержались. Долги отдаём.
>>3. Ну, лично я бы начал с освобождения крестьян (ну да, я знаю, что в 1861 Николай Павлович волею Божиею уже помре...), которое не в 1861 началось и не в 1861 состоялось. Начал его подготовку именно Николай, среди мер в этой связи - создание министерства госимуществ. А закончил тоже Николай, поскольку обязательства по крестьянской зависимости полностью прекратились в 1911.
>
>Только реально тут скорее тормозилось все, чем что-то делалось. И причины вполне экономические. Не было денег, к тому же нахлебников (Польшу и Финляндию) надо было поддерживать.
Финляндия обходилась недорого, Польша приносила прибыль.
>>4. Развитие транспорта. Правда, основной упор был на шоссейные дороги - но и железные развивать начали при нём.
>
>Опять же - почему-то "тихо", то есть развитие отставало от всего оставшегося мира.
Одну причину назвал. Вторая - уровень образования.
"При Николае I были учреждены многие учебные заведения, предназначенные для специального образования: в Петербурге — Технологический институт в 1828, Училище правоведения в 1835, Строительное училище (позже Институт гражданских инженеров) в 1842, в Москве — Школа технического рисования в 1826, ремесленное учебное заведение при Воспитательном доме (позже Техническое училище) в 1830 и Константиновский межевой институт в 1844; Практическое учебное заведение сельского хозяйства близ Дерпта в 1834, Ветеринарный институт в Дерпте в 1848 и Горыгорецкий земледельческий институт в Могилевской губ. в 1840. Во всех этих заведениях общее число обучавшихся к к. 1854 едва достигало 1800 чел. Кроме того, к этому времени в ведении Министерства государственных имуществ находились учебно-хозяйственные заведения: лесной и земледельческие институты, восемь учебных ферм, три средних земледельческих училища и шесть школ садоводства, а в 1828 вновь открыт Главный педагогический институт для подготовки благонадежных преподавателей в гимназиях и уездных училищах. Расходы государственной казны по Министерству народного просвещения в 1832 выражались в 1370 тыс. руб., в 1854 — в 2845 тыс. руб"
"Государственные доходы за 30 лет царствования возросли со 11
>>5. Развитие вооружений. Перевод стрелкового оружия на капсюли (успели до Крымской) и на нарезные стволы (начали, но не успели). Совершенствование артиллерии.
>
>Опять же - как-то очень все это "тихо".
Дорого. Пытались, как могли.
0 до 260 млн руб., расходы увеличились со 115 до 313 млн руб. Число фабрик и заводов удвоилось (вместо 5300 достигло 10 тыс.), а сумма акционерных капиталов возросла с 5 до 240 млн руб. Относительно внешней торговли правительство придерживалось покровительственного таможенного тарифа: стоимость вывоза и привоза товаров и монеты, не достигавшая в 1826 100 млн руб., превысила в 1856 300 млн руб.
При Николае I построено было до 10 тыс. верст шоссейных дорог, ок. 1000 верст железнодорожных путей (первая железная дорога: С.-Петербург — Царское Село (1836), затем Петербург — Москва (1842—51)); электрического телеграфа было проведено 2600 верст."
>>А вот военные поселения - он расформировывал. Переводил в "пахотные солдаты", т.е. полностью, по обязанностям, госкрестьяне, а не "полусолдаты".
>
>Опять же - "удалось" это толоько под конец правления.