От Эвок Грызли Ответить на сообщение
К И.Пыхалов Ответить по почте
Дата 15.07.2009 10:07:50 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; WWII; Современность; 1917-1939; Версия для печати

Re: О состоянии...

Н.Н. Головин:


Наиболее богатой рельсовыми путями является пограничная полоса, ограниченная с северо-запада и с запада примерно линией: Либава - Двинск - Ковно - Гродно - Варшава - Ивангород; [69] с юга и с востока линией: Ивангород - Кобрин - Минск - Витебск - Псков - Нарва, в которой <обслуженность> рельсовыми путями определяется коэффициентом 10-30, а местами и выше.

Другой, столь же богатой рельсовыми путями является полоса шириной в 200-300 километров, тянущаяся по обе стороны магистрали Москва - Харьков - Александровск.

Только что указанные две части территории Европейской России, не считая прибрежной части Финляндии, являлись наиболее богатыми из всей России в смысле обслуженности их железными дорогами.


Такое распределение железнодорожной сети являлось следствием того, что Россия, отставшая в своем экономическом развитии от своих западных соседей, вынуждена была строить свои железные дороги не столько в зависимости от экономических потребностей, сколько подчиняясь стратегическим требованиям. Причем эти последние трактовались довольно узко, а именно преимущественно с точки зрения ускорения сосредоточения наших армий к западной границе.

Особенно отрицательное влияние в этом отношении имело для России заключение союза с Францией. Ее Генеральный штаб под впечатлением молниеносных поражений, нанесенных французской армии немцами в 1870 г., панически боялся остаться в начале войны один на один с главными силами германской армии. Он требовал от России ускорения в сосредоточении ее армии к западной границе, и даваемые нам Францией займы обуславливались строительством железнодорожных линий, идущих от меридиана Петербурга к германской границе.