От AlT Ответить на сообщение
К АКМ Ответить по почте
Дата 16.07.2009 12:55:06 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

Re: про попил...

Это разве попил?
Вот как пилили:

Большинство созданных частными компаниями железных дорог оказалось не только
бездоходными, но и убыточными. Это объяснялось, во-первых, тем, что
стоимость железнодорожного строительства была зна-чительно завышена. С
другой стороны, владельцы дорог не имели никаких стимулов к борьбе за
рентабель-ность эксплуатации. В ряде случаен убыточность дорог приносила
прибыль акционерам потому, что все убыт-ки ложились на казну, а владельцы
акций получали от правительства гарантию в 5% дохода.
Частные дороги устанавливали огромные оклады и тантьемы членам правления и
высшему администра-тивному персоналу. Все это приводило к растущей
убыточности и задолженности частных обществ. Так, на Балтийской железной
дороге, во главе которой стоял управляющий государственным банком Е. И.
Ла-манский, к 1878 г. накопилось около 9 млн. руб. долга правительству по
приплачиваемым гарантийным сум-мам. Как писал председатель комиссии по
изучению железнодорожного дела в России граф Э. Баранов, <за все время
своего существования Балтийская дорога не только нс уплатила ни одного рубля
в счет долга пра-вительству, но при настоящем ходе ее дел и в будущем нельзя
предвидеть, чтобы она платила долги>2.
Освобожденные от необходимости заботиться о рентабельности своих дорог
руководители частных обществ закупали на правительственные субсидии
различные материалы для железнодорожного строительства по явно повышенным
ценам, получая за это огромное комиссионное вознаграждение от поставщиков.
Закулисная сторона деятельности частных обществ иногда выяснялась при
изменении состава правлений в связи с конкурентной борьбой, которая велась
между различными группами. Hапример, когда в начале 80-х годов
Либаво-Ромснская железная дорога, принадлежавшая ранее фон Мекку, была
выкуплена у него группой капиталистов во главе с банкирами Утиным и Заком,
то новое правление поспешило написать разоблачительный отчет о прошлой
деятельности дороги. Из этого документа видно, что фон Мекк закупал шпалы,
рельсы и прочие материалы на 30- 40% выше существовавшей цены. Такие
переплаты ежегодно складывались в миллионные суммы. Hе удивительно, что с
каждым годом ухудшались финансовые результаты деятельности Либаво-Роменской
дороги. В 1880 г. она получила чистый убыток в 976 тыс. руб. Вместе с тем
задолженность этой дороги правительству достигла в 1885 г. колоссальной
цифры в 31,5 млн. металлических рублей.

"Махинации при строительстве и выкупе железных дорог"