До великих реформ Александра II вопрос о финансировании вооруженных сил решали просто. Командиры полков получали деньги, на которые они содержали вверенные им войска – покупали продовольствие и обмундирование для солдат, приобретали оружие и боеприпасы и т. д.
Естественно, деньги выдавали по заранее установленным нормам. Существовали нормативы на питание, обмундирование, вооружение и т. д. Нормативы были утверждены для каждой группы войск. Разработкой этих нормативов занималось высшее военное командование – Генеральный штаб.
На этом контроль за расходованием казенных денег военными заканчивался. Никакой бухгалтерии командиры полков не вели. И сколько они действительно израсходовали на нужды полка, а сколько положили себе в карман, не знал никто. Каких-либо отчетов о фактическом расходовании средств не было.
На сэкономленные казенные деньги военные начальники покупали себе дома, содержали женщин, посылали детей учиться за границу и т. д. Более того, генералы, входя в положение «нуждающихся» полковников, «для поправки расстроенных денежных дел» специально назначали их командирами полков, дабы эти дела поправить.
Исправить сложившуюся ситуацию попытался граф Дмитрий Милютин (1816–1912), военный министр, будущий генерал-фельдмаршал. Для этого в рамках проводимой им военной реформы он изменил порядок контроля армейских расходов. По сути он заложил основы бухгалтерии в военных учреждениях, которая, видоизменяясь, дожила и до наших дней.
«Попуговичный учет»
В период становления военной бухгалтерии были и свои перегибы. На Милютина сильное влияние оказала так называемая итальянская форма бухгалтерии. Суть ее в следующем.
Каждую операцию записывали во всевозможные регистры отдельно, что увеличивало и без того немалый документооборот в военных учреждениях. Это правило шло вразрез с немецкой формой, при которой однотипные операции сначала собирали в специальных ведомостях. А в конечные регистры уже вносили итоговые суммы по ним.
В результате в полках и дивизиях ежемесячно составляли толстейшие тетради, где проставляли все данные для контроля каждого человека и лошади, бывших на довольствии. Начальники дивизий должны были удостоверять эти ведомости. Каждая пуговица была на учете. В своем рвении выслужиться армейские казначеи дошли до учета кормления каждой лошади, а некоторые даже заговорили об амортизации артиллерийских парков и обозов.
Естественно, столь кропотливый учет пришелся не по вкусу военным. Впрочем, вскоре они «сориентировались». Так называемые оправдательные документы во многих случаях помогали в глазах ревизующего начальства «невинность соблюсти и капитал приобрести». Дело в том, что фабриковать такие документы опытным людям не составляло никакого труда и стоило очень дешево. В результате огромное количество оправдательных документов было фальшивым. Наживались на этом командиры всех уровней.
Младшие военные начальники получали деньги за расходы, которых фактически не было. Их оправдывали липовыми бумагами. А старшие офицеры (в лице общественных контролеров из комитетов и коллегий) получали свою долю при проверках. В результате размах хищений принял чудовищные размеры. Реформа не столько улучшила обстановку, сколько сделала армейские расходы абсолютно неуправляемыми.
Ловчили и будут ловчить( Мебельщики не помогут....