От Д.И.У. Ответить на сообщение
К Random Ответить по почте
Дата 27.07.2009 23:29:26 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; Версия для печати

Re: Нормально обстояло,...

>Да, а в случае "криминальной" смерти, бывало, вываривали плоть, а скелет хранили для предъявления в качестве улики на будущем процессе.

При чем тут "криминальная смерть". Напротив, так поступали с наиболее уважаемыми людьми с целью отделения твердого и вечного от мягкого и бренного. Согласно тогдашней схоластике, твердая часть тела символически выступает как диалектика власти, и сохранность власти данного высокого рода неким образом связана с контролем над костями его представителей. Поэтому скелеты сохраняли в склепах, хотя бы частично.

В частности, так поступили с глубокоуважаемым фр. королем Людовиком IX Святым (канонизирован он был в 1297 г., но уже при жизни считался блаженным) после смерти в 1270 г. в Тунисе от дезинтерии во время крестового похода. Как пишет официальный хронист Жоффруа де Болье,
"Королевские камердинеры и все слуги (ministres) и те, кому это было получено, взяли тело короля и разрезали его член за членом и долго варили в воде с вином, пока вываренные добела кости не отделились от плоти и их можно было безо всякого труда извлечь".

Затем наследники поделили блаженные останки, хотя и не без пререкательств. Вываренные внутренности и плоть достались брату короля Карлу и были увезены в его Сицилийское королевство, но самую ценную часть, кости (использовавшиеся для производства святых мощей) увез во Францию наследник Филипп III, где их поместили в фамильной усыпальнице Сен-Дени. Неясно, что стало с королевским сердцем - де Болье утверждает, что его выторговал Карл Сицилийский в довесок к внутренностям; в то же время надпись на гробнице в Сен-Дени гласит, что сердце покоится там; по мнению монахов Сен-Дени, набальзамированное сердце является неотъемлемым дополнением твердых мощей.
Добавим, что крестоносное войско в Тунисе было чрезвычайно опечалено увозом святого королевского праха до общего отъезда, поскольку он служил ему оберегом (амулетом).

Средневековый человек был существом общественным и обязан был служить обществу или, по крайней мере, своему роду и после смерти.