В том-то и проблема, что имел Александр II телохранителей. Во всяком случае, после покушения Соловьева - т.е., с 1879 года. В день цареубийства 1 марта 1881 года его сопровождали 7 конных конвойцев из Л.-Гв. Терского казачьего эскадрона Конвоя Его Величества. Поименный состав и действия при покушении см. здесь:
Еще в тот деньцарскую карету сопровождали "прикрепленный" от штаба Отдельного Корпуса Жандармов капитан Карл Кох и полицмейстер 1-й части Санкт-Петербурга Андриан Дворжицкий. О Кохе справочный материал см.:
Другое дело, что все эти "личники" не сумели спрогнозировать наиболее вероятных действий террористов-бомбистов (до арества Желябова те предпочитали закладывать бомбы в подкопы на маршрутах движения царя, а 1 марта Перовская выставила метальщиков). Ну, а то, что после взрыва первой бомбы Рысакова, разбившей царскую карету, никто из охраны не рискнул пусть даже силой (как принца Флоризеля в кино) затолкать царя во вторые сани и как можно быстрее и дальше вывести из зоны покушения - это показатель, насколько к концу XIX века "личка" еще не имела навыков действий при реальной угрозе покушения.
>У Фердинанда в день покушения "телохранителем", по собственной инициативе "работал" его личный друг граф не-помню-как-его-там...
В одной машине с Францем-Фердинандом в день теракта в Сараево ехал генерал Оскар Потиорек - тогдашний австро-венгерский наместник Боснии и Герцеговины. До сих пор точно не установлено, он ли или сам Франц Фердинанд отбросил из машины бомбу, брошенную туда первым из террористов - боевиком "Млада Босны" Неделько Габриновичем. Но опять-таки, после первого покушения никто не озаботился свернуть дальнейшие мероприятия программы визита эрцгерцога в Сараево - и к машине с ним сумел подрбраться Гаврило Принцип с пистолетом. Вообще-то, номинально охрана Франца Фердинанда в Сараево наличествовала - но, как писала потом правительственная комиссия Австро-Венгрии, "охрана была организована из рук вон плохо. Точнее сказать, её вообще не было". См.