От Андрей Сергеев Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 24.08.2009 11:42:33 Найти в дереве
Рубрики Современность; ВВС; Версия для печати

Итак, некоторые впечатления с МАКСа общего характера.

Приветствую, уважаемые!

Собственно, тот факт, что МАКС раз от раза становится все хуже, был подмечен уже давно. Ухудшалась организация, ухудшалось отношение к участникам и зрителем, эспоненциально росло число "гыкающих дэбилов"(С) среди последних. Но в этом году были побиты многие рекорды и переплюнуты многие планки. Впрочем, по порядку:

1.Back to USSR. Наземная экспозиция заставила ощутить откровенное дежа-вю - а 2009 ли год на дворе, или это МАКС 12-летней давности? Впрочем, 12 лет назад на МАКСе было намного больше образцов новой или хотя бы состоящей на вооружении техники, так что дежа-вю быстро развеялось. И все равно выставка была просто подарком для любителей последних лет СССР, т.к. большинство техники было именно тех времен - тут и Ан-24, и L-410, и даже раритетный Ан-22 - либо модернизированной тех времен. Большинство мега-достижений нашего авиапрома было, как и раньше представлено в основном затейливыми модельками и веселыми картинками и отнесено в светлое будущеее. Даже фигуранты прежнего МАКСа присутствовали в количестве, меньшем половины. На смотрибельности сильно сказывалось отсутствие наших американских "вероятных союзников", да и вообще каких-либо иностранцев, включая французкий "Рафаль" (о причинах этого дальше).

2." У верблюда три горба, потому что кризис"(С). Изрядная часть мест на экспозиции представляла собой голую пустую бетонку. И этому есть весомое объяснение - новое руководство МАКСа, памятуя о кризисе, решило содрать денег со всех и по-максимуму. В итоге больше половины участников просто не смогли или не захотели оплатить места в экспозиции по бешеным ценам. Более того, дело доходило до откровенных скандалов с требованием оплаты демонстрационных полетов (в частности, такую "предъяву" сделали команде реплик ДИТ и И-15бис). Заодно задрали до астрономических цены на торговые точки, в результате чего впервые за все МАКСы торговля авиационной литературой и периодикой свелась к нескольким пустым/полупустым прилавкам отдельных изданий в одном из павильонов.

3."Боженька - он все видит..." Ну и как апофеоз - опять же впервые в истории МАКСа отвратительная погода практически все дни массового доступа, весьма знаково прояснившаяся аккурат после окончания салона. Несмотря на это летчики выжали все, что можно при 300-метровой границе облачности. Весьма порадовал, кроме традиционно превосходных программ итальянской и французской команд, пилотаж "Рафаля", существенно более энергичный и скоростной, чем наши медленные развороты. Еще одно положительное впечатление - пилотаж "Суперджета". Оставаясь последовательным противником этой машины, не могу не отметить, что суховцы таки создали весьма "летучий" и довольно маневренный самолет с потенциально неплохими ВПХ и в целом, похоже, изжили "синдром С-80". С чем и могу поздравить тех, кто над ним работал, включая уч. форума. Что не отменяет остальных претензий.

4."Не благодаря, а вопреки"(С) Собственно, эта классическая фраза возникала при знакомстве с ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужными и полезными аппаратами, созданными в последние годы. Это относится и к "Ансату", и к антоновско-воронежскому Ан-148, и к новому легкому композитному УТС первоначального обучения, первый полет кот. намечен на начало следущего года и к многому другому, что у нас таки продолжают делать, несмотря ни на что. Частная инициатива при минимально необходимых средствах показывает чудеса по сравнению с монструозными попильно-откатными программами авиапрома, регулярно срывающимися или переносящимися.

Ну а в целом МАКС-2009 оставил впечатление "жалкого зрелища, душераздирающего зрелища"(С) И очень хорошо показал, что наш авиапром, несмотря на громкие заявления, продолжает катиться в известное темное место с дурным запахом. Куда ему, в общем-то и дорога в нынешних условиях.

С уважением, А.Сергеев